Неоглядные выси любви

8-4


dubnikova-2Увертюра.  
В ожидании чуда

Губаха свела нас в уютной квартире Натальи Широковой – председателя местной организации инвалидов ПКО ВОИ. Место сбора перед вечерним событием, на которое подъехали Елена Долингер из Лысьвы, Наталья Чудинова (Хусаинова) с мужем Александром из Чусового и ваш покорный слуга, как говорят в таких случаях. Необычность столь неожиданной встречи объяснялась просто. Этот уральский город прославился в культурном плане тем, что устраивает с приглашаемыми артистами ландшафтный театральный фестиваль.

Нынче были приглашены молодые артисты Московского музыкального театра композитора Алексея Рыбникова с его «Аллилуйей любви» по поэме Андрея Вознесенского «Юнона» и «Авось». Все представления проходят на вершине Рудянского споя, что на горе Крестовой. Нынешний фестиваль – пятый по счету, и сов­пал он с 75-летием со дня рождения города Губахи. Двойной праздник. Готовиться к нему стали еще в апреле. Столь долгие сборы соответствовали накалу ожидания.

Побывавшие на предыдущих спектаклях уже не могли пропустить нынешний. Тем более что волшебство исходило от самого места действа. На фоне вечереющего неба с палитрой меняющихся красок – от небесно-бирюзового до жемчужно-малинового – высятся иссеченные столетиями скалы. Высокие,  с прочерченными временем срезами, они стеной отсекают пространство огромного плато – поляны, которая заполняется зрителями. На сей раз «зал» вместил, как нам сообщили, около 15 тысяч. При­ехали из разных городов не только Прикамья, но и из других российских городов, а также и зарубежные гости.

Сцена сама по себе выглядела тоже необычно. Вместо занавеса – безбрежное пространство неба. Резкой ретушью прочерчены на этом фоне какие-то пока непонятные металлические конструкции, с которых свешиваются канаты. Здесь все необычно, а потому народ стал собираться задолго до назначенного часа. Само по себе место действия, подъем на гору по тропам между скал, открывающаяся панорама, предвосхищение известной многим постановки театра «Ленком» с его прекрасными актерами Еленой Шаниной – Кончитой и Николаем Караченцовым – графом Резановым, которая у многих на слуху, только в новой трактовке исполнителями театра Рыбникова – все создавало удивительно одухотворенную атмосферу ожидания. Если и не чуда, то чего-то совершенно необычного. Иначе и быть не могло. Ведь скалы словно соединили века – все то, что было до нас, что происходит сейчас с нами, и что еще будет. Как, собственно, и вечные и непреходящие явления – любовь, жажду дорог и открытий, поиски себя, о чем и поведало нам представление.

Постепенно вся поляна заполнялась зрителями. «Обилеченные» заняли скамейки «партера». В ход шли туристские стульчики, «пенки» прямо на траве. Холодком тянуло откуда-то из дальнего далека. Театральные одежды здесь оказались не в чести, зато зрители комфортно закутывались в палантины, а то и пледы. И возрастной ценз, насколько можно было заметить, был самый что ни на есть разный – от грудничков, детей постарше, людей молодых до почтенного возраста. Все были едины, что ощущалось почти физически, вызывало улыбки и настроенность на какую-то необычайную расположенность. Этакое праздничное единодушие и эйфорию.

Поскольку спектакль «Аллилуйя любви» начался в начале одиннадцатого вечера, то вполне хватило времени и на общение, и на знакомство, и даже… на перекус. И конечно же, на обзор изумительных горных высей. Как было не вспомнить самые что ни на есть соответствующие ситуации строки известного поэта прошлого века Юрия Левитанского, поймавшего тайну высвобождения от земных тягот и забот: «Когда утихнет гром и тучи разойдутся, вы сможете вернуться к тем далям вековым, к тем неоглядным высям, чей воздух независим от воздуха долин».

Наверно, эта-то непроговоренная независимость и слиянность и стали тем объединяющим началом, что предопределило успех всего последующего действа. Когда сцена с разворачивающимися картинами, с одной стороны, и зрители – с другой составляли единое целое. Казалось, скалы, вобравшие в свои отвесы зрителей, обернулись живым «реквиемом» исторических событий.

 Аллилуйя любви

А теперь о той самой любви, без которой бы не состоялся спектакль и Губаха бы не получила такой подарок.

Инициатором, вдохновителем и организатором ландшафтного фестиваля стала руководитель муниципального губахинского театра-студии «Доминанта» Любовь Зайцева при поддержке председателя совета директоров градообразующего предприятия ОАО «Метафракс» Армена Гарсляна.

Гостеприимно встречал гостей-зрителей представления глава городского округа «Город Губаха» А. В. Борисов. На просьбу председателя местной общественной организации инвалидов ПКО ВОИ Н. В. Широковой о бесплатном предоставлении мест инвалидам отозвалась начальник Губахинского управления культуры, спорта и молодежной политики И. В. Зоркина. Таким образом обеспечили возможность стать участниками столь грандиозного события 70 пожелавшим.

Довольно внушительный отряд приглашенных гостей из общественных организаций краевого общества инвалидов – а это первичники Гремячинска, сами губахинцы, представители Добрянки, Лысьвы, Чусового – расположился довольно близко к сцене с одной из сторон «партера» – центральной части поляны. Кто на прихваченных с собой складных стульчиках, кто в колясках, а кто на «пенках» прямо на траве.

Побеспокоилась председатель и о дождевиках на всякий случай, и о бутербродах для перекуса, которые в темпе приготовила дома перед поездкой. Заранее ею был оговорен заезд на двух машинах и автобуса с инвалидами на гору. Строгая полиция четко несла свою службу, но к нам была предупредительна и не столь уж строга.

Молодой музыкальный театр Алексея Рыбникова под руководством главного режиссера А. Рыхлова заявил о себе на международном фестивале Пьера Кардена во Франции. Гастролировал театр по всему миру в основном в традиционных условиях закрытых помещений. Ландшафтный вариант отрытой сцены стал вторым в истории их выступлений.

Буквально перед самым началом представления все небо заволокло тяжелыми тучами. Казалось, вот-вот разразится гроза с проливным дождем. Словно по мановению кого-то свыше небеса очистились, чтобы ничто не мешало перенестись во времена жизни наших героев, в 1806 год.

Перед нами предстала история любви путешественника, русского графа, камергера Николая Петровича Резанова в тот период, когда он отправился к берегам Калифорнии в Америку на поиски новых земель для России. Встреча с дочерью губернатора 15-летней Кончитой перевернула всю его жизнь. Однако обстоятельства оказываются выше его желаний и возможностей. Неизбежно расставание двух любящих людей на всю оставшуюся для каждого из них жизнь. При скудости сценических средств – лишь спущенные со свода конструкций канаты да игра светом – разворачиваются сцены драмы, борьбы самых глубоких чувств, смятение и отчаяние главных героев. Перехлестнутая на шее петля из тех же самых канатов – красноречивый символ гибели и любви, и любых возможностей.

Вечная на все времена тема трагедии любви выглядела весьма выразительно в естественном «реквизите» скал, молча вобравших в течение многих веков страсти человеческих душ. Живые декорации спектакля – молчаливые свидетели времени. И это все вместе – скалы, закат, лаконичность сценического реквизита – самих конструкций, канатов то в виде строп парусника, то удавки на шее, эпически выразительные сцены хора, в древнегреческой манере пропевающего события и молитвы, наконец монологи главных героев – все вместе звучало драматично, в накале экспрессии. Рóковая неистовость сменялась мелодически пронзительным речитативом арий любви. Недаром на афишах опера А. Рыбникова была заявлена как молитвенный гимн «Аллилуйя любви» – торжественно и трагически обреченно.

Эпилог. Возвышенное и земное

Увы, всему приходит конец. Как самой истории, так и спектаклю. Уральская белая ночь не торопилась сойти, как, впрочем, и зрительский поток плавно «стекал» с Крестовой горы, словно боясь расплескать впечатление и очарование волшебства. Тем более апофеоз всего действа получился поистине фее­рический. Последнюю коронную арию артисты повторяли на «бис», ее подхватил весь 15-тысячный хор зрителей. Зажженные фонарики мобильных телефонов казались морем вспыхнувших светлячков. А когда в небо взвился фейерверк, все неистовей и многообразней в цветовой гамме и узорочье небесных вариаций, возникло ощущение продолжающейся феерической сказки. Сместилась связь времен – удивление детства пересилило земную припыленность.

По отзывам зрителей, всем все понравилось. Особенно тем, кому редко удается выходить за пределы квартиры. Так что видя, насколько после спектакля все были оживлены, как энергично общались, смеялись, шутили, можно было за них искренне порадоваться. И мысленно поблагодарить всех, кто помог состояться событию. В том числе помощникам-волонтерам.

Потихоньку и мы погрузились в машину и шаговой скоростью слились с потоком. Не могли уехать, не обменявшись впечатлениями. А потому вновь собрались в квартире организатора для всех нас вечера-события – у Натальи Широковой.

В разговоре друг с другом, уже ночью, наряду с оценочными моментами не могли нас обойти и курьезные, со стороны выглядевшие смешными и нелепыми. Так, например, сам «зал» – а попросту громадная поляна, плато, с колдобинами, ямками, неровностями (в конце концов не асфальт же!) – не лучшее место для продвижения колясок. Безусловно, без волонтеров нам было не обойтись. (Лично мне очень помог вместе с моим водителем В. Г. Худеньких волонтер из Губахи Денис Приходько).

Вот и мой «тарантас» буквально волокли на место театральной дислокации. То и дело можно было перевернуться, но у меня же были двое «телохранителей»! Шли-ехали в потоке зрителей. Поскольку везли меня задними колесами вперед, то вся толпа шла перед моими глазами. И вот в общей толпе шел улыбающийся во все лицо немолодой мужчина. Видимо, приветствуя меня и мое «волочение», поднял палец вверх, сопровождая словесным «Хорошо!», как мне показалось, с каким-то акцентом. Наверно, все увидинное вызывало некую эйфорию. Я оказалась тоже во власти общего градуса настроения, и мой страх сверзнуться с моего транспорта исчез.

Я же понимала, что Рудянский спой на горе Крестовой – это не Зальцбург с его симфоническими концертами на живой природе. Мы оказались ближе к природной неприбранности. И сам собой разговор перешел на бытовую прозу – на безбарьерность среды. Вообще стоит заметить, о чем бы мы ни говорили, общаясь в повседневной жизни, обязательно сворачиваем на инватему. Будто на ней свет клином сошелся. Вот и тут Наталья Чудинова из Чусового с озабоченностью поделилась, как после учебы на семинаре в ПКО ВОИ о правилах замеров, составлении актов и получении на то законного сертификата о прошедшей учебе и своих на то правах, ее стали приглашать как эксперта на приемку новых объектов. Если бы только они соответствовали СНИПам! А то ведь часто необходимо переделывать – пандусы бывают возведены с явными нарушениями. Уходит на экспертизу немало сил (по сути впустую, как и затраченных средств!). Да и у Натальи Вячеславовны силы идут не на то – ведь ей приходится прибегать к помощи мужа, когда он не на дежурстве, да и коляска электрическая, не такая уж легкая. Ко всему работа не оплачивается, хотя каждый раз уходит на нее едва ли не целый день.

…Разговорам нашим нет конца. Однако пора собираться в обратный путь. И в 3 часа ночи мы отчаливаем. Сумерки тают буквально на глазах. Вот и верхушки деревьев за­играли в лучах восходящего солнца. Дорога несет нас вперед, транспорта  почти никакого. В голове звучит финальная «Аллилуйя». Действительно, без Любви, даже простого взгляда на все вокруг с любовью, мерк­нут краски. Вселенское, всеобъемлющее чувство способно снять любую тяжесть, чтобы просто радоваться жизни, которой живешь.

Галина ДУБНИКОВА

8-4-1 8-4-2-1