Легко ли быть молодым… инвалидом?

Когда-то шел документальный фильм режиссера Подниекса «Легко ли быть молодым». Вот и я, через много лет, задался этим же вопросом: легко ли быть молодым… инвалидом? Весь мир перед нашими глазами: есть телевизор, интернет, телефон. По телевизору показывают столько интересного, что становится очевидно, насколько мир живет интересно. Но все это вроде не про нас.

Я учусь в университете, но нет в нем пандусов. Стало быть, инвалидам на коляске туда путь заказан.

Как-то мы с подругой (она на коляске) пару месяцев назад пошли в ночной клуб. К нам подошел хозяин этого заведения и попросил «эту девушку» больше сюда не приводить. Знаете, чем он мотивировал? «Она — больная девушка. Ей положено дома сидеть». Заведение называется «Чинар», и находится оно на Велте.

Когда я приехал в Россию в 1997 г. из бывшей советской республики, то меня не захотели обучать в школе. Мол, это плохо скажется на моей психике: будут смеяться надо мной, издеваться. А когда заканчивал одиннадцатый класс, я впервые познакомился со своим классом. И первый вопрос, который мне задали: «Почему ты не ходил в школу учиться?». Вот так. Не мог же я им сказать, что обо мне «побеспокоились»: «ведь ему так трудно передвигаться». А я же, наоборот, очень хотел ходить в школу!

Боюсь я вот чего: внедрят госпрограмму «Доступная среда» в жизнь. Построят пандусы, отремонтируют лифты. И все? А то, что какой-нибудь Паша не сможет вообще выйти из дому, потому что подходящей для него коляски нет. Или двери у лифта слишком узкие для его коляски. Просто поставят в документах «галочку» и забудут.

Недавно вернулся из Москвы, где мне сделали коммерческую операцию. И заплатил я за нее 17 000 рублей, да на саму поездку еще 5000 рублей. Знаете, сколько мне компенсировали? — 2000 рублей! А живу я на одну пенсию. Выходит, государство только говорит, что что-то делает для инвалидов, а на деле…

Или вот другой вопрос — трудоустройство. На что рассчитывает инвалид? Получит он образование, будет работать, вкладывать свою лепту в государственную машину. Государство будет получать налоги, а он — зарплату и ощущать себя полноценным человеком. Но… на работу его не берут. По большому счету никому он не нужен. Государство, выходит, просто так потратило деньги на его обучение? Я стал учиться, потому что хотел. Конечно, цель поставил — работать. Я понял, что нужно уезжать из поселка, где живу, здесь-то уж точно работу не найду.

Как-то на лекции по психологии нам посоветовали: если человек говорит одно, но поступки его говорят об обратном, то больше ориентируйтесь на поступки и действия. А если с данным принципом подойти к действиям государственной системы? Вот и выйдет, что на самом деле мы государству не нужны — мы обуза.

Стараясь разобраться в отношениях, которые на самом деле складываются у государства с инвалидом, пару слов хочу сказать об ИПР. Похоже, эта карта еще больше ограничивает инвалида в жизни и в профессиональной деятельности. У меня в ИПР не написано, что я могу работать системным администратором, потому возникли проблемы при устройстве именно на эту должность через центр занятости. Пришлось ехать на МСЭК и добавлять эту проклятую запись. И что самое интересное: в ИПР написано, что я учусь в ПГТУ на системного инженера, но работать по профессии… не могу! Сколько профессий в мире! И что? Если захочу попробовать заняться другим делом, мне каждый раз придется менять ИПР? Лишняя трата нервов и времени. Зачем тогда вообще нужна эта самая ИПР? Жизнь не стоит на месте, появляется много нового как в области медицины, так и в области профессиональной эргономики. Так что делать? Каждый раз менять ИПР?

Вопросов у меня очень много, касающихся разных сторон жизни инвалида. И выхода я пока не вижу.

Так и хочется задать вопрос своим ровесникам: а вы какой выход находите для себя, чтобы уверенно входить в жизнь?

Максим КАНАРЕЙКИН
Куеда