ДОВЕРИТЬСЯ ВОДЕ

Надежда Котельникова, Мария Радостева, Юрий Шипицын (спорт глухих)

Плавание – уникальный вид спорта. Им может заниматься практически каждый человек, вне зависимости от состояния здоровья и возраста. Ведь, погружаясь в воду, тело перестаёт сталкиваться с сопротивлением воздуха, становится намного легче, снижается нагрузка на опорно-двигательный аппарат.

Реабилитация детей-инвалидов плаванием осуществляется в Перми более десяти лет и, судя по отзывам родителей и врачей, имеет весьма неплохие результаты. Что и говорить, походы в бассейн, плавание в большой воде  приносят радость и пользу любому чаду, особенно гидрореабилитация помогает детям с ДЦП как своеобразная лечебная мера.

«Ребенку, у которого имеются проблемы со здоровьем, врожденные заболевания или родовые травмы, необходимо дополнительно стимулировать двигательную активность, потому что через движение он развивает свой мозг. И вод­ная среда в этом смысле – великолепное средство реабилитации имеющихся заболеваний», – рассказывает Наталья Валерьевна Волнистова, тренер-педагог Спортивно-адаптивной школы Паралимпийского резерва.

Педагог по призванию

С Натальей Волнистовой мы встретились на смотровой площадке плавательного спортивного комплекса «Олимпия». Спокойную гладь воды разрезали разноцветные шапочки. Быстрыми дельфинами плыли спортсмены, ленивыми тюленями висели в воде отдыхающие. Крайняя дорожка бассейна ждала необычных пловцов. Вид сверху погружал нас в тему разговора. Четкая речь, внимательный взгляд, умение слушать выдали в собеседнице хорошего педагога. В недалеком прошлом Наталья преподавала юным спортсменам технику классического плавания, готовила  в большой спорт, занималась только со здоровыми детьми. Она и представить себе не могла, что будет тренировать тех, кто даже не умеет ходить, сидеть и держать голову. Видно, так распорядилась судьба – помогать самому слабому в этом непростом мире, быть с теми, кому особенно нужны любовь, забота и внимание. Выходит, Наталья – педагог не по профессии, а по внутреннему призванию.

Любопытство корреспондента не давало покоя. С чего это вдруг успешный тренер по плаванию, работающий с перспективными спортсменами, меняет свой курс на неизвестность?

Наталья рассказала о жизненной ситуации.

– У моего сына был друг, да они и сейчас дружат. Так вот, он не мог ходить из-за болезни Пертеса (нарушение в развитии тазобедренных суставов). В четыре года красивый и смышленый парень полулежал в коляске, высунув наружу длинные растопыренные ноги, ходить он не мог. Мама испробовала разные методы: операции, массаж, иглотерапию. И в комплексе ко всему решила попробовать погружение в водную среду, занятие плаванием в бассейне. Вот так состоялся мой первый опыт работы с особым ребенком, который мне открыл двери в совершенно иной мир.

Познание

В педагогическом университете на факультете «Физическая культура и спорт» предмета «Гидрореабилитация» не было. Наталья Волнистова едет в  Санкт-Петербург в университет им. П. Ф. Лесгафта – и в первый же день попадает на соревнования по плаванию среди людей с ограниченными возможностями здоровья. Увиденное смыло первый страх и  все сомнения – разом. Оказывается, особых ребят можно успешно тренировать, и перспективных спорт­сменов среди них не меньше, чем среди здоровых детей. А еще она окунулась в родительскую любовь, увидела счастливые глаза детей и поняла, что даже в такой непростой жизненной ситуации счастливым быть можно. Плавание дает огромные возможности для успешного будущего.

Возможно, новые переживания напомнили ей то время, когда она сама возвращалась с соревнований, успешная, уверенная в себе, на радость своим близким. Плаванием Наталья начала заниматься с шести лет. А до этого были многочисленные походы по больницам. Медицинская карта напоминала увесистый том историй болезней, среди них самое тяжелое заболевание – хроническая двусторонняя пневмония. В одном из санаториев пожилой врач строго сказал родителям: «Плавание, только плавание, и ничего в этой жизни». Сказал так, словно смотрел в будущее. Родители прислушались и отдали хрупкую и болезненную девочку в спортивный класс. Теперь новым местом прописки для Натальи стал бассейн «Комсомолец», где юная спорт­сменка постигала азы комплексного плавания: брасс, кроль, спина, дельфин. Водная стихия оттачивала трудолюбие, работоспособность и характер и, конечно же, здоровье. В 15 лет Наталья становится кандидатом в мастера спорта по плаванию и принимает решение стать тренером. Так спорт вошел в ее жизнь, определил профессию и судьбу.

Победа

По возвращении из Санкт-Петербурга в 2012 году дипломированный специалист набирает первую группу ребят с ограниченными возможностями здоровья для занятий плаванием. Вместе с ней работают врачи-реабилитологи, в их числе Владимир Анатольевич Бронников, врач-невролог, директор Центра комплексной реабилитации инвалидов.  Команда профессионалов отслеживала динамику развития  покорителей воды. А в это время самый первый Наташин пловец крутил педали велосипеда, осваивая новый мир. Умение хорошо держаться на воде сделало молодого человека устойчивым в шторме жизненных ситуаций. Инвалидность была побеждена.

«Обучая ребенка плавать, мы можем подарить ему радость безбоязненного общения с водой и на этой основе  параллельно решать задачи восстановления и коррекции нарушенных функций организма», – поясняет мне профессиональный тренер Наталья Волнистова.

А что же помогает Наталье, не дает захлебнуться в воронке жизненных и рабочих проблем? Конечно же, это семья – надежный парус, удерживающий правильный курс, вызывая восхищение. Постоянное самообразование, ведь в ее случае не бывает одинаковых детей, с новым ребенком – новое погружение. А еще любовь, любовь к детям, к делу, к жизни, умение генерировать в себе это чувство и дарить тем, кому нужнее. Ее жизненный девиз: «Лучше увидеть в человеке один плюс, чем несколько маленьких минусов».

Илья Мазырин, тренер Любовь Ивановна Сюткина, Мария Мальгина
(спорт лиц с ПОДА)

Спустя годы тренировок при поддержке коллег и родителей первая группа Натальи Волнистовой показала удивительные результаты: Михаил Лопатин – МС (спорт глухих); Мария Мальгина – КМС (спорт лиц с ПОДА), чемпион Всероссийской спартакиады среди инвалидов всех категорий в 2019 году, неоднократный призер кубков и чемпионатов России; Илья Мазырин – призер Всероссийской спартакиады в 2019 году; Егор Новиков – КМС (спорт лиц с ПОДА), призер кубков России; Юрий Шипицын – КМС (спорт ЛИН), участник cпартакиад, первенств и чемпионатов России.

Ирина Домнич, Александра Митрофанова, Игорь Колчанов, Елена Пихтина, Александр Пашков (спорт ЛИН) – ежегодные чемпионы и призеры Всероссийской спартакиады, Специальной олимпиады России с 2014 года.

Александр Пашков – участник Всемирных игр по программе Специальной олимпиады в 2018 году.

Что же стоит за списком спортсменов и их званий? Ежедневное преодоление себя, труд и вера в то, что все получится. А еще принятие себя в новой среде, доверие к воде.

Трое ребят из списка удостоены стипендии от министерства спорта  Пермского края за победы на кубках и первенствах России.

В 2018 году при непосредственном участии Натальи Валерьевны Волнистовой для тренеров и родителей был проведен открытый областной обучающий семинар «Технологии оздоровительного плавания и гидрореабилитации для лиц с ограниченными возможностями здоровья». Семинар проходил на базе САШПР и бассейна МАДОУ «Детский сад № 120» и собрал более двадцати участников. Теперь в городе и крае занятия по гидрореабилитации проводят специалисты-профессионалы. В Спортивно-адаптивной школе Паралимпийского резерва ведут занятия опытные педагоги: Ульяна Константиновна Дебрецени и Любовь Ивановна Сюткина. Пока основной бассейн «Кама» не начал свою работу, ребята с удовольствием пришли на тренировку в «Олимпию», где им всегда рады. Они доверяют воде, и она выносит их на пьедестал победы!

Надежда Иванова.

Все фото сделаны
на Всероссийской спартакиаде,
2019 год,  г. Йошкар-Ола