ДОСТУПНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ ОЦЕНИЛИ НА ТРОЙКУ

Международный день борьбы за права инвалидов ежегодно отмечается 5 мая. Как правило, в эти дни представители общественных организаций инвалидов выступают с различными акциями, призванными еще раз обратить внимание на проблемы маломобильных граждан.

Вот и  чусовские общественники уже по сложившейся традиции вышли в рейд. В этот раз они тестировали работу автобусного транспорта, подъезды к остановочным комплексам и торговые точки в жилых домах. Участники рейда прошли по территории от торгового центра «Каролина» до середины улицы 50 лет ВЛКСМ. И вновь оказалось, что далеко не везде обеспечена доступность маломобильным гражданам.

Приведем один из ярких примеров. Небольшой магазинчик расположен в девяти­этажном доме. Пандус есть, но подъем к входу очень крутой. Кроме того, поручень в начале пандуса находится только с одной стороны.

– На мой взгляд, здесь только видимость доступной среды. Если я все-таки преодолею препятствия, то упрусь в высокий порог, перебраться через который без помощи я не смогу. Также отмечу, что здесь не пре­дусмотрены указатели в виде «подсказок» незрячим людям, – поясняет председатель клуба колясочников Чусовского ВОИ Наталья Чудинова.

В магазинах проходу внутрь помещения мешают узкие входные группы, состоящие из неудобных двойных дверей, которые сложно открыть, если ты находишься на коляске. У большинства пандусов крутые подъемы, высокие пороги и отсутствуют противоскользящие покрытия. А высоко расположенные кнопки вызова сотрудников не позволяют человеку с ограничениями в здоровье войти в помещение без посторонней помощи. Это далеко не единственные препятствия на пути немощного или пожилого, если он решит посетить торговые точки, будь то аптека, магазин или павильон.

Впрочем, остановочные павильоны и территория возле них не радуют. Как известно, жители немало времени проводят в ожидании транспорта, особенно в час пик. И важно сделать время пребывания на них не только комфортным, но и безопасным. К примеру, обязательно такое обустройство заездных карманов, которое уводит остановку общественного транспорта от основного потока машин. Еще должно быть возвышение посадочной площадки над остановочной площадкой не меньше чем на 20 см.

– Практически на каждой остановке нарушены те или иные нормативные стандарты. На одной неясно, куда автобусу подъезжать, потому что отсутствует специальный бордюр, и человеку с нарушениями опорно-двигательного аппарата сложно будет войти в автобус.

На другой остановке павиль­он высоко расположен по отношению к тротуару, и на инвалидной коляске не въехать, чтобы, к примеру, спрятаться от дождя, – комментирует Наталья Вячеславовна.

Общественники с огорчением отмечают, что водители автотранспорта словно не видят, что в автобус собирается входить человек с костылем или инвалид, и не подъезжают близко к остановке.

Поэтому иногда таким пассажирам с особыми потребностями приходится спускаться на дорогу, только потом подниматься в автобус. В других случаях вовсе отсутствует заездной карман, и водитель останавливается, где ему заблагорассудится.

Свои претензии председатель Чусовского отделения ВОИ Алексей Пивоваров во время рейда попытался высказать одному из водителей автобуса, но в ответ наткнулся на полное непонимание и даже грубость.

– Тем не менее все недочеты и ошибки мы обязательно отправим руководителям соответствующих организаций. Если все станут относиться с пониманием, то будут более явные изменения по доступной среде, – отмечает Алексей Юрьевич.

Пешеходные переходы – еще одна острая тема. На коляске к большинству из них просто не подъехать. Подъезд  к переходам полностью или частично разбит. Поэтому приходится избирать другой путь – прямо по проезжей части. При этом сидящий в коляске сильно рискует, нарушая Правила дорожного движения, и фактически мешает следующим за ним водителям автотранспорта.

Доступность городских территорий нужна не только пожилым и инвалидам. Не­удобство подтверждают и молодые родители.

– Когда идешь по городу, то постоянно приходится коляску придерживать: то тут, то там мешают высокие пороги тротуаров, – говорят молодые мама Елена и папа Владимир.

Этот рейд, к сожалению, тоже стал очередным подтверждением, что общество далеко не всегда видит проблемы маломобильных граждан. В автобусы, магазины, многие аптеки колясочники или родители с детской коляской с трудом зайдут. И все же такие акции общественников нужны.

– В этих рейдах должна быть общая заинтересованность. Нужно, чтобы народ знал, знали руководители предприятий и организаций, частные предприниматели. Мы уже пятый год проводим такие рейды. Конечно, кое-что сделано. Но все равно хочется, чтобы результат стал на пятерку, а мы на данный момент оцениваем протестированную территорию лишь на тройку, – подводит итог председатель Чусовского МО ВОС Валерий Соболев.

Как показывает практика, в первую очередь на претензии о создании доступной среды откликаются государственные учреждения. Например, поликлиники, библиотеки, спортивно-оздоровительный комплекс. В Чусовом происходят изменения по доступной среде. Это не может не радовать.

В то же время практически на всех объектах, где побывала рабочая группа, есть недочеты. Везде, где они были выявлены, общественники оставили  листовки с информацией о том, какой доступности должна быть входная группа для инвалидов и маломобильных граждан, указали и на другие нарушения. Они убедительно попросили эти листовки передать собственникам организаций, чтобы в ближайшее время недочеты были устранены.

Арина Владимирова