Человеческая ценность среды

Кому из нас не приходилось видеть, как человек с ограниченными возможностями или мамочка с коляской пытается попасть в общественный транспорт?  Если автобус подошел прямо к остановочной площадке, то им может помочь кто-нибудь из пассажиров. А если нет? Тогда человек не сможет попасть в транспорт.  Такова суровая реальность.

Конечно, помощь постороннего — великая вещь. Но в большом городе, надо думать, решение вопроса по созданию доступной среды должно носить системный характер.

Сегодня в Пермском крае «барьерами»  более других занимается Вера Ивановна Шишкина, которая возглавляет общественную структуру – Пермскую краевую организацию Всероссийского общества инвалидов.

— Взять на себя решение всех проблем людей с ограниченными возможностями наша организация не может. Сил и ресурсов не хватит. И другие общественные организации не смогут, — говорит она, — поэтому специализация их работы должна быть по одной-двум проблемам. Для нас такой стало создание доступной среды. Первые успехи появились только после того, как  мы  стали целенаправленно и регулярно работать в этом направлении, а не от случая к случаю.

Попробуем перечислить основные проблемы, существующие в этой сфере.

Первая — человеку с ограниченными физическими возможностями надо выйти из дому и вернуться в него. Значит, необходимы пандусы, соответствующие перила, лифты, двери и тамбуры нужных размеров в жилом доме. Решение этой проблемы сегодня даже не рассматривается. Слишком много старых домов, при возведении которых о требованиях доступности для людей с ограниченными возможностями речь даже не шла. Строительство пандусов в общественных зданиях при проведении капитального ремонта  и строительстве новых домов должно предусматриваться. Но это не решает проблему, а только частично снимает напряженность, порожденную недоступностью объектов.

Следующая проблема  — как человеку добраться до остановки общественного транспорта. Если без соответствующих дорожек, тоже далеко не уедешь. И сама остановка, которая должна иметь  определенную высоту платформы, то есть соответствовать стандартам, предусмотренным нормативными документами. Теперь соблюдение правил подхода транспорта к платформе, которые часто нарушают водители автобусов, останавливаясь от неё на таком расстоянии, которое ни инвалидам, ни мамочкам с колясками не преодолеть. И обязательное  условие — наличие низкопольного транспорта.

Как видим, чтобы инвалиду-колясочнику попасть в общественный транспорт, ему надо совершить подвиг. Вера Ивановна Шишкина лично знает, что это такое. Сколько сил и воли требуется!

— Сегодня нужен государственный взгляд на создание доступной среды, — продолжает она, — необходимо создание системы по решению этих проблем. Власть должна отрейтинговать, определить первостепенность решения каждой из них и составить  план необходимых действий. В Перми эта работа начата. Например, перевозчиками обязательно закупается новый низкопольный транспорт.  Ещё недавно мы были здесь первыми в Приволжском федеральном округе. Обеспеченность Перми такими автобусами составляла 42 процента (в Казани – 38, в Саратове – всего 8), троллейбусами – 52 (в Казани – 24, в Саратове – 5), трамваями – 32 (в Казани – 0, в Саратове – тоже 0). К настоящему времени эта картинка, может быть, изменилась, но не думаю, что сильно. 

Конечно, это радует. Но приспособленные для инвалидов остановки появляются только в процессе строительства новых  участков дорог или капитального ремонта. При этом  если ПКО ВОИ конкретную ситуацию не контролирует, то не факт, что это сделает кто-нибудь другой из общественных организаций.  Или сделает правильно. Хотя существуют приемные комиссии, куда представителей ВОИ приглашают. Но дело в том, что это большая, ответственная и профессиональная работа, которой на общественных началах заниматься постоянно невозможно.

Вот, например, данные проверки, проведенной прокуратурой Дзержинского района Перми. Из 131 остановочного пункта 72 отвечают требованиям доступности для всех категорий инвалидов, 51 — отвечает частично, 4 пункта отсутствуют, и о 4 пунктах информация не представлена. И в этой сфере ситуация медленно, но меняется.

Видим — проверки на дорогах прокуратурой уже проводятся. А кто занимается жилыми домами?  Похоже, выйти из дому инвалиду сегодня никто не поможет — ни строители, ни власть. В краевой программе «Доступная среда» такого пунк­та нет. Слишком много денег и усилий требуется для решения этой проблемы. Слишком много возникает вопросов. Где собственность муниципальная, где краевая, где частная? Какие деньги и куда можно вкладывать?

— Я сама живу в новом доме, но выйти из него не могу, — отмечает Вера Ивановна, — там ступеньки перед лифтом, которые мне не преодолеть на коляске. Ну и к чему тогда красивый пандус перед подъездом? Эти вопросы похожи на камень преткновения. К сожалению, сегодня нет такого процесса в крае, который бы целиком планировался в интересах инвалидов. Слепые и слабовидящие создали себе условия в районе пермского парка Горького: звуковые светофоры и тому подобное. Это один участок. А надо чтобы в отношении всех инвалидов по всему краю велась продуманная политика. Иногда нас спрашивают, какие транспортные маршруты для вас наиболее важные? Но чтобы это понять, надо специальные исследования провести. Некоторые чиновники считают, что стоит создать спецмаршруты, и этого будет достаточно. Сразу возникает вопрос: а мамочки с колясками? Ведь они живут в каждом микрорайоне Перми и в других городах Прикамья. Мы беспокоимся не только об инвалидах.

Картина ясная. Все необходимые стандарты сегодня существуют. Автопредприятия должны иметь транспорт, приспособленный для инвалидов.  Правилами  пассажирских перевозок это предусмотрено. Только перевозчики разные и отношение к Правилам разное. И постоянный компетентный эксперт в этом вопросе  — Пермская краевая организация ВОИ. Конечно, организации требуется вести работу с властью, которая предполагает усилия и не скорый эффект. При губернаторе Чиркунове реальных шагов по решению проблемы не предпринималось. При Басаргине появились первые сдвиги. Создавать доступную для инвалидов среду системно — это задача органов краевой власти. Комитет социальной защиты населения администрации Перми  не входит в систему министерства социального развития, и статус не позволяет решить многие проблемы, хотя в комитете в этом направлении, конечно, работают.

Под системой я имею в виду создание доступности всей цепочки, по которой может пройти инвалид. У нас же это делается местами — купили подъемник в музей или ещё куда-нибудь. Но остаются вопросы: как инвалиду выбраться из дому и  как далеко находится музей от остановки? Все эти вещи должны продумываться до деталей. Микрорайон, в котором я живу, застраивался недавно, но здесь нигде нет съездов с тротуаров, а пандусы сделаны с существенными нарушениями — не с теми углами наклона и без обязательных бортиков по краям, чтобы коляски не скатывались.  И поручни должны быть определенной высоты и длины, что далеко не всегда соблюдается. 

В стране есть опыт по созданию доступной среды. Имеются пилотные регионы, где осуществляются подобные проекты. Например, Казань получила достаточные средства для этой работы. В городе были сделаны доступными объекты социальной сферы — не точечно, как в других городах, а повсеместно – это объекты здравоохранения, образования, спорта и транспорта. В столице принято очень много нормативных документов, которые регламентируют все процессы по созданию доступной среды в городе. Имеются специальные органы, следящие за процессом, например, общественная инспекция по контролю за созданием доступной среды. Её членами могут быть инвалиды — в том числе колясочники. Работа членов инспекции оплачивается.  Есть муниципальные органы и чиновники, которые отвечают за конкретные вещи.

Сегодня самое главное, чтобы все, в том числе и представители власти, до конца осознали общечеловеческую ценность доступной среды. Мы не должны жить в городе, пространство которого рассечено барьерами.

Юрий АСЛАНЬЯН