Частные приюты требуют надзора

В этом году  уполномоченный по правам человека в Пермском крае Павел Миков посетил психоневрологические интернаты Пермского края.

Отдельно предметом внимания уполномоченного становились обращения в интересах лиц, находящихся в так называемых частных социальных приютах (Дом сестринского ухода «Забота» (г. Пермь), МУП «Забота» в с. Богородск Октябрьского района, ООО «Как дома» (г. Пермь), ИП Мазеин, приют «Мария»  (г. Пермь) и других.

По информации министерства социального развития,  на территории края в настоящее время функционируют более 20 частных приютов, в которых постоянно проживают лица, получающие разного рода услуги. Из них 4 приюта функционируют с образованием юридического лица (общество с ограниченной ответственностью);  4 – в форме автономной некоммерческой организации; 2 – под эгидой благотворительных фондов; 4 открыты индивидуальными предпринимателями; 6 организованы физическими лицами.

Внеплановые проверки, проведенные в том числе по жалобам граждан и инициативе уполномоченного по правам человека в Пермском крае, показали, что в большинстве случаев на территории частных приютов не обеспечено безопасное проживание граждан; объемы и качество оказываемых социальных услуг не соответствуют установленным действующим законодательством стандартам.

В процессе реагирования на выявленные нарушения был установлен ряд проблемных моментов, существенно осложняющих процедуры восстановления нарушенных прав лиц, находящихся в приютах.

Во-первых, зачастую указанные лица значительно изолированы от социальной среды и не имеют возможности самостоятельного обращения в те или иные инстанции по вопросам реализации (защиты) прав, установления социальных статусов, решения иных вопросов, в том числе имущественного характера.

Во-вторых, частные приюты, организованные физическими лицами, полностью выпадают из поля деятельности надзорных органов, поскольку ни органы государственного регио­нального контроля в лице министерства социального развития Пермского края, ни органы прокуратуры не наделены полномочиями по проведению проверки соблюдения законности в отношении физических лиц.

В-третьих, в виду психологической и физической зависимости лиц, проживающих в частных приютах, существенно затруднен процесс раскрытия и пресечения возможных злоупотреблений со стороны организаторов приютов, в том числе в части совершения мошеннических действий с целью отчуждения имущества подопечных.

Анализ деятельности ряда приютов, таких как частный приют в с. Мостовая Октябрьского района (Субботина М. Ф.), д. Афонино Юсьвинского района (Овчинникова В. П.), показал, что, с одной стороны, наличие таких приютов на территории региона обусловлено повышенной потребностью среди населения и желанием граждан по тем или иным причинам воспользоваться услугами негосударственных социальных учреждений; с другой стороны, указанные организации не обеспечивают порой элементарных требований законодательства, а четкий алгоритм действий надзорных и иных органов по выявлению случаев возможного социального и иного неблагополучия отдельных граждан, вынужденных проживать в частных приютах, отсутствует.

Вышеуказанные вопросы требуют экспертного обсуждения с целью выработки единого алгоритма действий надзорных и правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления с целью пресечения возможных нарушений прав лиц, проживающих в частных приютах.

Кроме того, выявленные проблемы функционирования частных приютов очевидно свидетельствуют о необходимости создания в крае системы обучения и методического сопровождения граждан, выразивших желание организовать деятельность по оказанию социальных услуг жителям Пермского края и дальнейшему сопровождению добросовестных предпринимателей.

В связи с этим уполномоченным по правам человека в Пермском крае было инициировано проведение межведомственного рабочего совещания по вопросам соблюдения прав граждан, проживающих в частных социальных приютах, осуществляющих деятельность на территории Пермского края. В совещании приняли участие представители прокуратуры Пермского края, управления Роспотребнадзора РФ по Пермскому краю, министерства здравоохранения Пермского края, министерства социального развития Пермского края, следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю, управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю, ГУ МВД России по Пермскому краю.

По итогам рабочего совещания были подготовлены рекомендации по обеспечению прав граждан, находящихся в частных приютах на территории Пермского края.

По материалам специального доклада
«О соблюдении прав граждан, проживающих в психоневрологических интернатах Пермского края»