АВТОБУС БЕЗ КОНДУКТОРА

Часто ли вы пользуетесь городским общественным транспортом?
Автобус без кондуктора не пугает?

Виктор Колобов:

– Езжу на автобусе три раза в неделю на тренировку по следж-хоккею. Путь не ближний, с Вышки-2 до пл. Дружбы, маршрут автобуса № 32. Без кондуктора ехать не боюсь. Но все же кондуктор – это определенный сервис. Например, кондуктор заранее интересуется, на какой остановке я выхожу, дает сигнал водителю, и мой съезд проходит быстро, без задержек. Кондуктору легче оплатить проезд, чем тянуться в коляске к валидатору*. Если будут пропускать только через переднюю дверь, понятно, я не смогу пользоваться общественным транспортом,  на такси на тренировки не наездишься.

Алёна Терентьева
участница танцевального коллектива «Гротеск»:

– Городским транспортом пользуюсь часто, это маршруты автобусов № 10, 40, 27. Мне редко помогает кондуктор, аппарель устанавливает водитель, люди с центральной площадки расходятся сами, ведь никому не хочется попасть под колеса коляски. Конечно, с кондуктором увереннее себя чувствуешь, ведь бывают и неадекватные пассажиры, при виде кондуктора нахалы затихают, а так они будут чувствовать себя свободно, зная, что водителю не до них. Очень многое зависит от совести пассажиров.

Елена Лачкова:

– Из Кировского района до центра Перми добираюсь маршрутом № 20. Маршрут сократили, и теперь в автобусе постоянные толкучки. Представьте, как сложно подняться в автобус с ходунками без помощи кондуктора. Кондуктор – это первый мой помощник, как и для мам с колясками, детскими санками. Здесь очень много нюансов. Начиная с безопасности при посадке и высадке и заканчивая знанием маршрута, которые постоянно меняются. На моей памяти был случай, когда пожилого человека зажало дверью автобуса, потому что он не успевал выйти, и только благодаря оперативному вмешательству кондуктора пассажир оказался на тротуаре, а не под колесами.

Егор Алимов:

– Без кондуктора ехать не боюсь, боюсь не сесть в автобус. На Перми II постоянные толкучки, идет штурм за место. Больше мне помогает водитель, он устанавливает аппарель. Но если водитель будет отвечать еще и за билеты, то насколько у него хватит на все времени, ведь у автобусов строгий график? Однажды водитель, завидев инвалидную коляску, проехал чуть дальше остановки, высадил, посадил пассажиров и быстро уехал. Боюсь, что такие случаи будут повторяться. Многое зависит от человеческого фактора.

Роза Фёдоровна Аксиленко
специалист АНО РИЦ «Доступная среда»:

– В стоимость билета входит не только провоз пассажира из пункта «А» в пункт «Б», но и его безопасность. За это несут ответственность водитель и кондуктор. Чиновники-оптимизаторы в который раз не думают о людях из-за экономической выгоды.

Юрий Асланьян
главный редактор газеты «Здравствуй!»:

– Когда работал – пользовался каждый день. Временно не пользуюсь.  В автобус без кондуктора заходить не страшно, потому что еще не заходил – с советских времен.

 

ТРАНСПОРТ МОЖЕТ СТАТЬ ОПАСНЫМ

В очередной раз чиновники оптимизируют городской общественный транспорт. С апреля в городских автобусах не будет кондуктора, оплачивать проезд придётся через валидатор или у водителя.

Возможно – это необходимое решение и многие пассажиры будут только «за». Что и говорить: никто не будет расталкивать тебя локтями, требуя пройти, не сгонит с места, не попросит разменять купюру.  Приложил банковскую карточку к валидатору и езжай, смотри в окно.

Но ведь в обязанности кондуктора входит не только обилечивать пассажиров, но и следить за безопасностью, оказывать помощь людям с ограниченными возможностями здоровья, пожилым людям, мамам с колясками. Стоило только кондуктору увидеть коляску с ребенком, как она  просила пассажиров уйти с центральной площадки и освободить место, обеспечивала беспрепятственное движение. Также происходило и с инвалидом-колясочником, кондуктор выстраивала пассажиров так, чтобы всем было комфортно, предупреждала, чтобы никто не запнулся, не перевернул коляску с пассажиром.

Теперь без кондуктора посадка и высадка таких пассажиров будет занимать гораздо больше времени. Перевозчики, упраздняя кондуктора, видят в нем всего лишь простого работника, «живую кассу»,  в котором якобы особой необходимости нет. Но ведь на деле это не так. Кондуктор помогает пожилым пассажирам зайти на остановке в салон, находит свободные места для детей, инвалидов, подсказывает гостям города, в нужном ли направлении они едут.

Были случаи, когда кондуктор первой замечала, что человеку плохо, помогала достать из сумки лекарство, вызывала скорую помощь. Наконец, кондуктор поддерживает в салоне благожелательную атмосферу, успокаивает недовольных пассажиров. Остается большая надежда на наше сознательное, цивилизованное общество, на людей, которые вовремя увидят, уступят, помогут. Но, к сожалению, не все на такое способны. Ведь общество рассыпалось до частного, личного, индивидуального, домашнего существования. Отвернувшись друг от друга в окно собственной жизни, мы едем мимо, никого не замечая, кроме себя.

Что же дальше? Основная нагрузка кондуктора ляжет на водителя. Есть пассажиры, которые привыкли расплачиваться наличными, а кому-то нужен билет для отчета или пересадки. Водитель, замотанный сложной дорожной обстановкой, будет еще и заниматься продажей билетов, отсчитывать сдачу, следить за порядком в автобусе. Все это будет отвлекать водителя от основной задачи – безопасное движение общественного транспорта на дороге. Если продавать билеты только на остановках, в результате время стоянки транспорта увеличится в несколько раз, транспорт будет ходить еще реже, а вечно опаздывающие пассажиры будут создавать в автобусе нервозную обстановку, указывая водителю что нужно быстрее ехать. Фактически муниципальный общественный транспорт станет таким же опасным и неудобным для инвалидов, как частные маленькие микроавтобусы «Газели».

Надежда Иванова