Углы «круглого стола»

На «Ярмарке возможностей» для детей с ограниченными возможностями, которая проходила во Дворце детского и юношеского творчества, царила праздничная атмосфера – шары, цветы, музыка, выступление танцевальных ансамблей. Представители образовательных учреждений края встречали гостей за столами, заставленными ноутбуками, с разложенными газетами, рекламной продукцией и поделками своих учеников – куклами, рисунками на бумаге и даже на камнях, со стендами и, конечно же, с распростертыми объятиями. Взрослые, родители и сами дети с ограниченными возможностями здоровья чувствовали себя героями дня – это ведь для них было организовано событие городским департаментом образования и общественной организацией «Здоровое поколение».

Ярмарка проводилась уже второй раз в рамках проекта «Образовательные услуги для детей с ограниченными возможностями здоровья». В этот день гости Дворца могли познакомиться со стендовыми докладами, мультимедийными презентациями, посетить мастер-классы и студии, получить консультации специалистов и педагогов, пройти экспресс-диагностику, задать вопросы представителям городской администрации.

Вот детский сад для детей с нарушениями речи, школа-интернат, рядом МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения», дальше ещё круче – психологическая студия «Арт-терапия с приемами ТРИЗ (творческого решения изобретательских задач)»… Муниципальные и частные учреждения – все предлагали свои образовательные услуги. Конечно, ярмарка, похожая на праздник, радовала глаз.

Не так весело было на втором этаже, где проходил круглый стол «Профессиональная ориентация и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом рынка труда». В разговоре приняли участие представители Центра занятости населения, городской администрации, общественных организаций, образовательных учреждений и бизнеса.

Перед участниками «круглого стола» со своим конкретным примером выступил молодой человек по имени Никита. Он рассказал, как, получив соответствующее образование по обслуживанию компьютеров, устраивался на работу администратором. Довольно упитанная комплекция парня настолько отпугивала работодателей, что они отказывали ему сразу или увольняли по надуманному предлогу через некоторое время.

Проблема трудоустройства оказалась центральной, как и в реальной жизни. В настоящее время далеко не все выпускники училища или колледжа с ограниченными возможностями здоровья могут найти себе работу по специальности.

Одной из причин называлась проф­ориентационная работа, которая сегодня не в силах изменить ситуацию, поскольку инвалиды тоже подвержены ложным установкам. Сегодняшнему рынку труда необходимо больше практических специальностей и меньше тех, которые называются престижными и насаждаются телевидением и богатым образом жизни. Центр занятости свидетельствовал: нужны рабочие! 85 процентов заявок поступает именно на них.

Основная причина отказа молодым людям – отсутствие опыта работы. «Забудьте все, чему вас учили!» – говорят руководители тем, кто на работу все-таки устраивается. Никто из работодателей не хочет терять на том, что у специалиста ещё нет необходимой квалификации. В целом же теряет общество, которое лишается достойного человеческого будущего. Именно поэтому в ситуацию должно вмешаться государство.

Нельзя, чтобы страна зависела от узколобого эгоизма работодателей.

Называлась главная причина, которая не в ограниченности физических возможностей, а в средневековых предрассудках работодателей. Говорилось и о том, что Закон Пермской области о квотировании рабочих мест от 2004 года является мертворожденным, поскольку работодатели без труда обходят его, заполняя два обязательных процента, предназначенных для инвалидов, своими работниками. Необходимо создание специальных рабочих мест для инвалидов, иначе любое образование будет напрасным.

Предприниматели, принимавшие участие в «круглом столе», называли свои резоны, говорили о том, что возьмут на работу человека с ограниченными физическими возможностями, если почувствуют, что тот действительно хочет работать, а не просто получать деньги. По их словам, молодые люди с дипломом, не обремененные опытом, вовсе не стремятся приобретать навыки и достигать профессиональных вершин. Отсутствие целеустремленности у молодых людей с ограниченными физическими возможностями – одна из причин, по которым они остаются без работы. Об этом говорили не только работодатели. Педагоги обращали внимание на то, что в сегодняшней школе отсутствует ориентация на конечный продукт труда, нет необходимой мотивации учебы. Ее необходимо формировать ещё в школе!

Острые углы реальности выпирали то тут, то там. Разговор был серьезным и насыщенным. Очень хочется, чтобы мысли, высказанные на «круглом столе», были реализованы как можно скорее. Но вот вопрос, будут ли они вообще услышаны теми, кто принимает законы и управленческие решения? Если судить по практике, со слухом наверху проблем не меньше, чем с возможностями внизу.

Юрий АСЛАНЬЯН