МЕТОД ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Обучение чтению глобально – это альтернатива традиционному методу, с помощью которого учится читать большинство людей. Однако сегодня этот метод достаточно популярен, существуют различные его варианты, в том числе авторские методики.  Многие родители слышали о глобальном чтении применительно к  раннему развитию ребенка. Но интерес к данной методике связан  и с возможностями ее использования в работе с особыми детьми, в частности, с детьми с синдромом Дауна,
аутизмом, интеллектуальными и речевыми нарушениями и в других случаях, когда имеются спе­цифические трудности при обучении чтению.

Авторами метода глобального чтения считают американского нейрофизиолога Глена Домана и японского педагога Шиничи Сузуки. Суть метода состоит в том, что ребенок воспринимает зрительно и на слух слова, написанные целиком, а также словосочетания и короткие предложения. Такое обучение проводится регулярно на протяжении длительного времени.  В результате ребенок овладевает технологией чтения слов и текстов.

В традиционном подходе обучение чтению осуществляется  от буквы к слогу, далее от слога к целому слову. Обучение глобальному  чтению  происходит иным способом.   Ребенок не читает слово побуквенно, а запоминает его как картинку, написанную из букв. Однако в отличие от картинки, на которой изображен какой-то конкретный предмет, написанное слово обозначает обобщенное представление о предмете или событии, т. е. имеет определенное значение. Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв.

Ребенку показывают карточки с подписями, выполненными ярким цветом и крупным шрифтом. Демонстрация карточек происходит в быстром темпе, а их смена в одинаковом ритме. Предполагается, что ребенок будет усваивать информацию на подсознательном уровне. Сам процесс демонстрации предусматривает показ в среднем 10 карточек одного тематического характера.

У детей с нарушениями в развитии всегда больше страдают речь и вербальные познавательные психические процессы, но лучше  сформированы образные. Поэтому часто их сильной стороной являются именно зрительная память и выраженная способность воспринимать информацию целиком.  Звуковое сопровождение помогает формировать дополнительную связь между зрительным и слуховым образами слова, поэтому запоминание происходит продуктивнее. Использование на начальных этапах сопровождающей картинки помогает установлению ассоциаций и формированию смысловых связей.

Елена Кобялковская,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог Центра психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи