Давайте танцевать!

На тренировке по спортивным танцам на колясках тренер дает непростое задание. Нужно положить кисти рук на бедра и представить, что это ступни ног, которые двигаются в танце: «Раз – шаг, два – шаг, три – на носки, далее – шаг вправо и разворот». Поразительно, но неходячие танцоры начинают мысленно чувствовать пальцы ног. Выпрямляется спина, голова смотрит вперед, сильные и красивые руки занимают свою позицию. Звучит музыка – поехали!

Танго, венский вальс, ча-ча-ча, медленный фокстрот, румба, самба – сегодня танцоры на инвалидных колясках исполняют любые танцы. Не исключение и наша героиня Ксения Гиниятуллина, мастер спорта по спортивным танцам на колясках, член сборной России, миниатюрная красавица, божественная дива.

С Ксенией мы встретились в парикмахерской, в ее рабочем кабинете. Осанка королевы, живой, лучистый взгляд, позитивный настрой на жизнь. Ксения – мастер ногтевого сервиса. На стене висят многочисленные сертификаты о присвоении ей квалификационных знаний в области маникюра и педикюра. Это дополнительное образование к высшему (коррекционная педагогика и социальная психология). Ей нравится делать людей красивыми и счастливыми. Свое жизнелюбие Ксения объясняет танцами: «Там, где танцы, – много положительной энергии. Танцы берут тебя «в охапку» и начинают кружить в этом неоднозначном мире. Они дарят друзей, удовольствие, развитие, свободу, а иногда становятся смыслом жизни».

Первому ребенку семья Гиниятуллиных несказанно радовалась. Девочка с рождения была одарена природной красотой, хорошо развивалась физически. Но в три года словно «черт из табакерки» выстрелило генетическое заболевание. Сосуды правой ноги венозные и артериальные переплелись. Операции и курсы лечения не помогли. Чтобы сохранить жизнь Ксении, пришлось ампутировать ей правую ногу.

Впервые на профессиональную тренировку по танцам Ксения попала, когда ей исполнилось 18 лет, в 2002 году по рекомендации общества инвалидов, в котором она состояла. Тренер Александр Бушмаков сразу заметил в Ксении не только хорошие хореографические данные, но и бойцовский характер, целеустремленность, трудолюбие. Бывало, что Ксения не уйдет с тренировки, пока не отшлифует каждое движение в музыку, она не отстанет от тренера, не уяснив, какие мышцы должны работать, чтобы тело излучало танцевальный драйв. Тренер ставит Ксению себе в пару. На спортивном языке такая пара называется «комби», когда танцор в коляске танцует в паре с танцором-неинвалидом. Для начинающих спортсменов это самый бесстрашный вариант выступления. Но существует еще одно правило для новичков. Мы все привыкли к тому, что в обычных парных танцах существуют Он и Она. В нашем же случае танцоров трое: Он, Она и коляска. Ксения убеждена, чтобы выступать профессионально, нужно не только освоить танцевальные па самому, но и научить необходимым пируэтам коляску. Тогда со стороны третий участник танца будет не заметен. Сегодня Ксения владеет коляской так, что в танце создается ощущение полета. Это высший пилотаж!

Занимаясь танцами, Ксения преобразилась, расцвела. В жизни молодой девушки появляется любовь, Ксения становится мамой. С рождением дочери Дарьи наступает перерыв в занятиях танцами. Меняется фигура, мышцы и суставы становятся более статичными. Но если для обычного человека движение – это жизнь, то для танцора – это жизнь ослепительно яркая, пропитанная любовью и страстью. Ксения, одержимая танцами, возвращается на танцпол. Начинаются тренировки по три раза в неделю: разминка, растяжка, силовые упражнения, танцевальные этюды, сольные и групповые выступления.  И снова на первое место выходит характер, преодоление себя, преодоление пределов бытия. Заботу о дочке берет на себя бабушка Елена Константиновна, мама Ксении.

Постепенно Ксения набирает спортивную форму. В ее движениях появляются экспрессия, неудержимый темперамент, она умеет пропустить танец через свою душу, раскрыть образ, показать свой стиль.  Вскоре руководитель «Гротеска» Екатерина Манохина ставит Ксению в пару с Павлом Кравченко – брутальным, по-мужски выдержанным и надежным танцором-парником. Получился неземной дуэт, словно соединились вместе огонь и воздух, страсть и вдохновение. Это считывается в их танцах, где только Он и Она.

Ксения убеждена, ей с парт­нером несказанно повезло.  В детстве Павел профессионально занимался бальными танцами, танцевал румбу и ча-ча-ча, медленный вальс. Уже во взрослой жизни, после травмы позвоночника, Павел оказался на инвалидной коляске. Но детская мышечная память о танцевальных движениях сохранилась. Павел начинает танцевать как профессионал, будто на ногах. Он подсказывает Ксении, как правильно двигаться в танце, где нужно идти от бедра, а где от спины. Ксения понимает, что хорошая партнерша – это ведомая партнерша, она учится контактировать, преодолевать разногласия, решать конфликты. Поэтому в танцах этой пары царит гармония, что всегда производит на зрителей незабываемое впечатление.

День Ксении расписан буквально по минутам. Работа, тренировки, дизайн нового платья для выступления на соревнованиях и, конечно же, занятия с дочкой Дашенькой, которая в этом году пойдет в первый класс. Дарья растет умницей и красавицей. Она занимается музыкой, танцами, посещает модельное агентство. Вместе с мамой она участвовала в танцевальном номере «Колыбельная» и показала себя талантливой актрисой. Дарья гордится своей мамой, поддерживает ее во время соревнований, старается быть похожей на нее, быть такой же умной, доброй, трудолюбивой.

Разговаривая с Ксенией, понимаешь, что перед тобой счастливый человек. С помощью танцев Ксения смогла не только решить проблему «комплекса одиночества», но и открыться этому миру, реализовать свой потенциал физически и эмоционально. Обладая выточенной фигуркой, красивой внешностью, умением подать себя, Ксения, отбросив все стереотипы, участвует в показе модной одежды для людей с ограниченными возможностями здоровья, организованном Московским агентством. Нужно продвигать себя в разных направлениях, использовать любые возможности. Ксения готова приглашать: «Давайте танцевать! Танцы – это отличная реабилитация, это общение, это раскрытие личности, это умение контактировать с окружающим миром».

С каждым годом количество ярких и талантливых людей с ограниченными возможностями здоровья становится больше. Преодолев свой недуг, они все активнее участвуют в социальной и культурной жизни общества. Успех многих из них становится общим достоянием. Но и общество должно немало делать для поддержки талантливых людей с ограниченными возможностями здоровья. Принцип равных возможностей заключается не только в пандусах и программах, а в первую очередь – в неравнодушии друг к другу и умении видеть и понимать.

Надежда ИВАНОВА