Жить, а не выживать

3-5На сей раз написать в газету меня побудила небольшая заметка Юрия Асланьяна «Письмо из ниоткуда». В самом начале заметки автор цитирует строки из письма некоей дамы. Она пишет, что муж её бросил. У неё якобы трое детей. Просит  оказать ей материальную помощь. Помочь квартирой в Перми! Как я понял, письмо без подписи и обратного адреса – деньги просит  перечислять на её банковскую карту, а контакт поддерживать по двум номерам мобильных телефонов.

Возникает вполне закономерный вопрос: а почему эта дама не обращается к местным властям, которые и должны это делать по долгу службы, то есть оказывать всестороннюю помощь многодетной матери-одиночке? Для наглядности приведу другой пример. В городе Лысьве живет слепоглухая женщина, инвалид 1 группы, мать шестерых детей (!), причем старший сын слепой! К счастью, семья полная, муж, инвалид по слуху, который работает на заводе, – на его зарплату в основном и держится семья. Но они не требуют помочь им, хотя знаю, что эта семья испытывает острые финансовые проблемы.

Ю. Асланьян рассказывает также о том, что он постоянно, идя на работу, видит старую женщину, которая неподвижно сидит у забора с протянутой рукой и просит подаяние. По-человечески очень жаль эту пожилую женщину. Возможно, как и большинство людей её поколения, она, не жалея сил, трудилась, чтобы построить так называемое «светлое будущее». А на закате своей жизни осталась у разбитого корыта, живет в нищете, забитая и забытая. А ведь таких стариков у нас немало. Многие из них имеют даже государственные награды. О них вспоминают разве что только 9 Мая, в День Победы. А в остальные дни просто забывают…

Вот автор далее пишет, что рядом с пожилой женщиной постоянно крутятся молодые и здоровые мужчина и женщина  спившегося вида. Деньги они забирают себе, возможно, заставляя старушку собирать милостыню угрозами и шантажом.

Среди инвалидов немало слепоглухих – людей самой тяжелой формы инвалидности: в ходе прошедшей в минувшем году Всероссийской переписи слепоглухих таких людей только по Пермскому краю было выявлено около 150 человек. Между тем многие из них живут активной полноценной жизнью, для них созданы досуговые центры в Перми, Лысьве, Соликамске. Они принимают участие в различных мероприятиях общероссийского масштаба. В августе прошлого года 17 слепоглухих Прикамья, в том числе и их сопровождающие, приняли участие в Европейской неделе реабилитации и культуры слепоглухих, которая прошла в Москве и Подмосковье. На неё съехались более 200 участников как из самой России, так и из 11 стран Европы и Казахстана.  Мы до сих пор находимся под впечатлением тех незабываемых семи дней. Жили в комфортабельном отеле «Конгресс Ареал» вблизи Новой Купавны. Совершили увлекательные экскурсии по Москве-реке,  в Троице-Сергиеву лавру и детский дом для слепоглухих. Сходили на спектакль слепоглухих «Прикасаемые» в Театре Наций, посетили музей военной техники под открытым небом в Черноголовке, побывали на ферме мини-лошадок, совершили пешую прогулку по Старому Арбату и в музей шоколада и какао, где приняли участие в мастер-классе по изготовлению шоколадных вафлей. Совершили трансфер в старинный город Зарайск, где участвовали в традиционном фестивале «Зарайский ратный сбор» и искупались в Святом источнике. Посетили ВДНХ. А под конец приняли участие в прекрасном прощальном банкете. Разве такое можно забыть? Слепоглухие Прикамья приняли участие и в I Всероссийском литературном конкурсе, организованном фондом поддержки слепоглухих «Со-единение»: на конкурс поступило более 40 работ. В числе лауреатов оказался и автор этих строк, занявший 3-е место в номинации «очерк» и получивший диплом и ценный подарок. Слепоглухая из Перми Анастасия Кунгурцева заняла одно из призовых мест в конкурсе молодых кулинаров, который в сентябре проводило Всероссийское общество слепых. А в конце декабря трое слепоглухих представителей Прикамья приняли участие в I Всероссийском конкурсе художественной само­деятельности среди слепоглухих. Причем двое из них стали призерами: Николай Минин занял 2-е место в номинации «песня  на жестовом языке», а Гуля Заболотная из Лысьвы заняла 3-е место в номинации «танец», изящно исполнив испанский танец. Кстати, в самом начале этого письма я упомянул о слепоглухой матери шестерых детей: так вот она и есть та самая Гуля Заболотная.

Как видите, слепоглухие живут активной полноценной жизнью, не жалуются на свою «горькую судьбу». Автор материала заканчивал статью словами: «…Ведь жизнь продолжается, и надо как-то выживать!» А почему именно «выживать»? Разве слепоглухие, о ком рассказал, «выживают»? Они живут, а не выживают…

Владимир РАЧКИН