СТАРЫЕ СКАЗКИ И МАЗКИ СИНЕЙ КРАСКИ

В детской библиотеке им. Бианки, что в Индустриальном районе Перми, началось очередное занятие детей-инвалидов под руководством Натальи Петровны Дейчик.

Первое задание – назвать русскую народную сказку, на основе которой придумана загадка. Отвечать пробует Матвей, ему помогают другие, среди которых – маленькая красавица Маргарита, похожая на принцессу. Итак, первый ответ – «Царевна-лягушка». Звучит новая: «Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом!» Что за сказка? Ребята тянут руки.

На занятии присутствуют семь человек. Одна девочка с мамой. Тут же руководитель библиотеки Наталья Андреевна Боковикова.
– В прошлом году мы сами пошли в районную организацию ВОИ и предложили проводить занятия с детьми-инвалидами. И уже год идут занятия, которые проводят сотрудники библиотеки Наталья Петровна Дейчик и Александра Сергеевна Эккемеева. Для родителей, что приходят с детьми, это форма отдыха, ведь дома они зачастую перегружены делами.

Дети ведут себя активно. Чувствуется, что сказки знают. Книжки с отгаданными текстами занимают свое место тут же – на стеллаже.

Второе задание. Показываются видео­фрагменты с русскими праздничными обрядами. Первый – в исполнении детского ансамбля в народных костюмах. Что это? «Коляда!» – звучат ответы. Наталья Петровна объясняет, когда и почему совершается обряд. До библиотеки она работала в Центре реабилитации детей-инвалидов – и хорошо знает, как с ними общаться. Имеет опыт.

Дальше идут кадры с Масленицы и Пасхи. Дети узнают все обряды. Праздники называет мальчик по имени Равиль.
После чего детям предлагается побыть мастерами. Им разъяснили, чем роспись хохлома отличается от гжели. Принесли бумагу, воду, кисточки и акварельные краски. Наталья Петровна начала учить ребят оформлять чайник синими цветочками – это гжель. Руководитель библиотеки Наталья Андреевна Боковикова помогает своей сотруднице. Дети с удовольствием выводят мазки в виде лепестков. Чайник становится все краше.

Работа с детьми-инвалидами началась еще в прошлом году. В библиотеке считают, что с помощью чтения можно способствовать развитию внутреннего мира ребенка, формированию творческой личности, обретению новых друзей. Общение с библиотекарем и книгой порождает положительные эмоции и становится фактором социокультурной реабилитации.

В Индустриальном районе Перми проживают около 500 детей-инвалидов, 75 из них состоят в организации инвалидов района, с которой библиотека сотрудничает.

В прошлом году была разработана программа «Один мир на всех», включающая работу по привлечению детей-инвалидов в библиотеку, организацию их досуга через игру и книгу, общение с библиотекарем и друг с другом.

Проводилось мероприятие, посвященное знаменитой сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Дети читали сказку и смотрели мульт­фильмы по этому сюжету. А также отгадывали кроссворд. Следующая встреча была посвящена книжке «К кому пришел Капризка?». Детям помогали родители. На третьем мероприятии говорили о весне. Вспоминали картины художников, произведения писателей, отгадывали загадки и смотрели мультфильм. Следующая тема была выбрана самими ребятами, которые вспомнили героев «Бременских музыкантов». Опять были конкурсы и викторины. С помощью одного из читателей библиотеки пели песни из известного мультфильма.

А в июне прошел брейн-ринг «У Лукоморья дуб зеленый…», приуроченный ко дню рождения Пушкина. В этот раз детей впечатлил момент возложения ими живых цветов к памятнику Пушкина на ул. Мира. Запомнилось детям и предновогоднее мероприятие, в завершении которого каждый ребенок получил подарок – интересную книгу. Книги принесли в дар читатели библиотеки.

К каждому занятию готовилась электронная презентация, видеоролик или другой наглядный материал. Ведь удержать внимание особых детей непросто. Необходимо хорошо чувствовать аудиторию, уметь быстро перестраиваться и всегда иметь в запасе неожиданный вопрос.

По итогам работы библиотека была отмечена благодарственным письмом районного общества инвалидов.

Конечно, такая работа требует душевных сил и терпения. Но сотрудники библиотеки решили продолжить ее и в этом году.
Новая программа называется «Этнокультурные витражи «Хоровод дружбы», задача которой – популяризировать русское народное творчество, повысить интерес детей с ограниченными физическими возможностями к литературным произведениям и культуре народов Прикамья, а также помочь улучшить взаимопонимание и контакт здоровых детей и детей с ограниченными физическими возможностями.

Мы начали эту корреспонденцию с занятия о русских традициях и народе, который большей частью населяет Пермский край. Следующим станет рассказ о коми-пермяцком народе и его непростой истории. Покажут видео о жизни, быте, культуре. Будут сказки и национальные игры. Затем планируется виртуальное путешествие «Татары, живущие в Прикамье». А дальше намечается знакомство с легендами, обрядами древних славян, а также народом манси с их сказками, традициями. Мероприятия будут проводить сотрудники библиотеки Наталья Петровна Дейчик и Александра Сергеевна Эккемеева.

Руководитель библиотеки Наталья Андреевна Боковикова говорит, что программы прошлого и нынешнего годов – только начало большой и перспективной работы с детьми-инвалидами.

Юрий Асланьян

 

НАШИ ДЕТИ В БИБЛИОТЕКЕ

 

Наталья Боковикова

В июне в Чернушке прошёл семинар для руководителей государственных и муниципальных библиотек «Особый ребёнок в библиотеке: опыт библиотечного обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья».

На нем выступила директор ГКБУК «Пермская государственная библиотека им. А. М. Горького» Е. В. Сеземина. Она говорила о создании доступной среды в библиотеках Пермского края. Привела статистику о количестве библиотек в крае с условиями доступности, прокомментировала нормативную базу по данному вопросу, показала проблемы обеспечения доступности для инвалидов.

Второй выступила заместитель директора Детской краевой детской библиотеки им. Л. И. Кузьмина О. Н. Политова. Она рассказала об оборудовании для обеспечения доступности для детей-инвалидов в здании библиотеки, о мероприятиях, проводимых для данной категории, об акциях и проектах, реализуемых на территории всего края. Среди них «Подарите радость чтения», в которой мы ежегодно принимаем участие. Силами волонтеров организовывают мастер-классы по изготовлению подарков для детей, раздают их в детских больницах. «Эта практика заинтересовала, решила взять на вооружение, так как рядом с нами расположена краевая детская больница, краевой онкоцентр, где, думаю, тоже будут рады нашим поделкам».

Следующее выступление было методиста Пермской краевой специальной библиотеки для слепых Кавериной О. В. Основной темой доклада стало социальное парт­нерство библиотеки с общественными организациями и краевыми учреждениями культуры (краевыми музеями, с коррекционными школами).

Всего 565 детей-инвалидов по зрению посещают библиотеку. Для них в библиотеке открыт центр «Радуга» для дошкольников и младших школьников, где с детьми занимается тифлопедагог, который прививает первоначальные навыки выживания в социуме. Далее можно перей­ти в Школу самостоятельности, где также работает тифлопедагог.

Интересным в выступлении был опыт организации пятидневных сплавов для детей с родителями по р. Чусовой, работы «Театра на ощупь», где адаптировано пять спектаклей для слабовидящих детей, после спектакля – тактильное знакомство с декорациями.

В завершение выступила директор Чернушинской библиотеки Е. А. Шаяхметова. С 2018 года здесь открыта «Библиотека возможностей» для детей-инвалидов. Практически ежегодно библиотека выигрывает гранты «ЛУКОЙЛа», поскольку Чернушка – город нефтяников. Поделилась опытом работы, проводимыми мероприятиями в рамках реализации проекта.

На семинаре было предложено поделиться своим опытом работы с детьми-инвалидами. «Я выступила и рассказала о нашей библиотеке, что нам удалось реализовать, несмотря на отсутствие дополнительного финансирования от грантов».

Наталья Боковикова,
руководитель детской библиотеки
им. Бианки