НА ОДНУ СТУПЕНЬКУ НАД СОБОЙ

Анастасия Туманова – № 3 и Кристина Галиханова – № 4 (компетенция «Социальный работник») составляют анкету

На площадке Пермского краевого колледжа «Оникс» (ул. Сысольская, 12) участники «Абилимпикса» соревновались по пяти компетенциям: «Дошкольное воспитание», «Брошюровка и переплетное дело», «Документационное обеспечение управления, архивоведение», «Социальный работник».

Ребята приехали из Пермского профессионально-педагогического колледжа, Пермского колледжа транспорта и сервиса, Кунгурского сельскохозяйственного колледжа, Чайковского индустриального колледжа, Соликамского социально-педагогического колледжа, а также из Пермской адаптивной школы-интерната «Ступени». Собралось более 40 участников, профессионалов своего дела. Многие ребята добирались до места конкурса несколько часов, команда из Чайковского выехала на чемпионат в три часа ночи.
Гостеприимные хозяева предложили участникам отдох­нуть с дороги в уютной чайной комнате, ведь добрый настрой на работу – это залог успеха. Волонтеры сопроводили к кабинетам, на которых указаны название компетенции, расписание, имена экспертов. Колясочников подняли на второй этаж с помощью подъемника. Ровно в 9:00, минута в минуту, начались конкурсные испытания. В коридорах учебного заведения установилась необыкновенная тишина. Охранник заметил, что день сегодня в колледже особенный, даже пожурить некого.

Алина Падерина (компетенция «Дошкольное воспитание») даёт указание волонтёрам

В детском саду

В кабинете русского языка и литературы склонились над заданием воспитатели, те, кто в душе всегда остаются детьми, иначе дети не примут, не пустят их в свой мир. Участники разрабатывают дидактическую игру по теме «Врач» для детей старшего дошкольного возраста. Нужно правильно сформулировать цель, задачи, ход игры, а также ожидаемый результат. У каждого участника ноутбук, контейнер с необходимыми предметами: клей, цветная бумага, картон, гуашь – все что понадобится для дидактического материала. Для полного погружения в профессию пространство учебного класса превратилось в комнату детского сада. Расставлены маленькие столы и стульчики, разложены конструкторы и игрушки, есть демонстрационный экран. Волонтеры готовы к роли малышей для выполнения практической части задания. Главный эксперт компетенции Наталья Ефремова внимательно следит за работой участниц, чтобы у них не возникло никаких проблем с техникой, материалами, бумагой. Все идет по плану. Подходит к концу первый час.
Алина Падерина, студентка третьего курса Соликамского социально-педагогического колледжа им. А. П. Раневского, дает последние указания волонтерам и выходит отдохнуть перед практической частью. До получения диплома девушке остался один год. С первых слов интервью убеждаюсь, насколько Алина любит свою профессию: «Мне так интересно с детьми, учить их чему-то новому, видеть, как они развиваются, становятся смышлеными. У них появляется свое мнение, закладываются ростки будущего характера. Глядя в их детские глаза, понимаешь, насколько ты им нужна. Дети, они необыкновенные».
Алина второй год участвует в чемпионате «Абилимпикс». Трудолюбивая и целеустремленная, она приехала только за победой, в нее верит ее наставник Наталья Михайловна Мазунина, болеют родители и учащиеся колледжа. Верю и я – у нее все получится.

Раиф Хасанов (компетенция «Обработка текста») сверяет работу с заданием

В текстовом редакторе

Прохожу по коридору второго этажа. На кабинете истории висит табличка «Обработка текста». За ноутбуками работают шесть человек. Им нужно грамотно и согласно заданию оформить четыре страницы в текстовом редакторе Word. Главное в этой компетенции – точность выполнения и никакой импровизации. В путевом листе расписаны размер шрифта, после какого текста нужно вставить таблицу, графическое изображение, список, сделать текст «обтекаемым» по контуру рисунка.

Раиф Хасанов из Кунгурского сельскохозяйственного колледжа сосредоточенно смотрит на экран монитора, работает на клавиатуре технично, словно музыкант на пианино. Его педагог Ирина Михайловна Цыбина издалека наблюдает за своим учеником, удобно ли ему на коляске за рабочим столом. Вторая ее ученица – тоже колясочница, она выполнила несколько страниц и сверяет свою работу с заданием.
«В нашем колледже, – рассказывает мне Ирина Михайловна, – учатся только инвалиды, инклюзии нет. Мы всегда стараемся вывозить на конкурсы как можно больше ребят, чтобы они могли вый­ти из своего мирка, чтобы оценили свои знания, умения и возможности. «Абилимпикс» дает ребятам профессиональный азарт, уверенность в профессии и в жизни».
После каждого часа объявляется десятиминутный перерыв для отдыха и проветривания класса. Выкраиваю время и беседую с Раифом Хасановым.
«Что значит для меня учеба? – уточняет он мой вопрос. – Если хочешь изменить что-то в своей жизни, учеба может тебе это дать. Когда сидишь дома, то круг общения ограничен, когда вливаешься в коллектив, оцениваешь себя и других – появляется спортивный интерес, желание победить».
С таким желанием Раиф приехал на чемпионат, он верит в себя, поэтому у него все получится.

Главное — это социализация

Чемпионат профессионального мастерства продолжается. А со мной беседует Татьяна Викторовна Никонова, ведущий научный сотрудник Института развития образования Пермского края, отдел профессионального образования. Именно этот отдел занимается организацией конкурсов и чемпионатов профессионального мастерства.
На мой вопрос об основном предназначении «Абилимпикса» Татьяна Викторовна ответила: «Когда ребята выходят на такой конкурс, они видят вокруг себя таких же ребят с какими-то своими проблемами, у кого-то физические, у кого-то психологические, но это не исключает, что они точно такие же представители нашего общества. Как и все остальные, они что-то могут, у них что-то хорошо получается, за них радуются, их поддерживают. Это и есть социализация».
Также Татьяна Викторовна отметила, что благодаря организаторам в орбиту «Абилимпикса» вовлечены многие общественные организации, институты, которые непосредственно занимаются инвалидами, что вектор взаимоотношения общества к инвалидам меняется. «Это здорово и очень важно для всех нас», – вот на такой оптимистичной ноте мы отправились в конференц-зал, где состоялась встреча с представителем Центра занятости Кировского района города Перми. Речь шла о трудоустройстве инвалидов через портал «Работа в России».

Социальные спасатели

Одна из новых компетенций «Социальный работник» привлекла мое внимание. Главный эксперт Вероника Александрова рассказала, что конкурсное задание состоит из четырех блоков. Участники составляют анкету на выявление потребностей в социальных услугах пожилых людей, какие меры поддержки нужны, чтобы решить проблему пожилого человека. На сегодняшний день это очень актуально. Участницы под номером 3 и под номером 4 из Чайковского учатся в одном колледже. Это Анастасия Туманова и Кристина Галиханова. Вместе с ними приехала преподаватель по спецпредмету Нина Петровна Каракулина, эксперт чемпионата. Анастасия, студентка третьего курса, считает, что самое главное в профессии социального работника – уметь видеть проблему изнутри, индивидуальный подход к каждому человеку, попавшему в трудную ситуацию. Настя впервые на чемпионате такого уровня, для нее важнее опыт, а победа обязательно придет. Вообще-то в детстве она мечтала стать врачом, поступить в медицинский, но ее не пропустила вступительная комиссия. Профессия социального работника ей оказалась ближе других, ведь она тоже связана с людьми, которым требуется помощь. После окончания колледжа Анастасия намерена продолжить учебу в вузе по этой же специальности, но с юридическим уклоном. Главный эксперт приглашает участников после перерыва зайти в класс, осталось последнее задание в виде практической задачи.

Незаметно для всех пролетело время. Через час участников ждет вкусный обед, отдых, подведение итогов и возвращение домой.

Надежда Иванова