ЛЮДИ — РАЗНЫЕ, ПРАВА — РАВНЫЕ

Участники пленарной дискуссии (слева направо): Е. В. Аитова, А. А. Наумов, Е. Г. Семакина, Г. Н. Титлянова, М. В. Туканова

В краевом центре состоялся форум «Развитие инклюзивного дополнительного образования. Создание специальных условий для детей с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья в Перми».

В форуме приняли участие руководители и педагоги учреждений дополнительного образования Перми, а также родители особенных детей. Несмотря на то, что инклюзия развивается в Пермском крае с 2009 года, проблем по-прежнему остается немало. В задачи форума входила задача познакомиться друг с другом, поговорить о проблемах, наметить пути решения и возможности их реализации.

В пленарной дискуссии приняли участие ученый Пермского педагогического университета, представители учреждений дополнительного образования и родительской общественности.

С приветственным словом к участникам форума обратился кандидат педагогических наук, доцент ПГПУ Александр Наумов:
– Уважаемые коллеги, рад с вами сегодня встретиться! Первое, что хочу сказать, – мы ведь давно занимаемся темой инклюзии, даже тогда, когда этого слова еще не знали. Поэтому каждый из нас имеет опыт в этой теме и наработки, а значит, у нас есть чем поделиться и уйти с форума наполненными новыми идеями. А администрация города Перми будет нам помогать в их осуществлении.

Директор краевого центра художественного образования «Росток» Елена Семакина вспомнила, что еще в 90-е годы прошлого века был посыл от государства о том, что дополнительное образование со временем станет базовым для формирования нового содержания образования в целом:
– Тогда это казалось чем-то нереальным, потусторонним. Между тем это стало реальностью, стало понятно, что необходимо персонально решать проблемы каждого ребенка, в том числе детей с инвалидностью и ОВЗ.

Руководитель детско-юношеского центра «Рифей» Галина Титлянова считает, что педагогам, с одной стороны, порой проще заниматься один на один с ребенком, в домашних условиях, в группах с детьми с одним заболеванием. С другой стороны, это не совсем правильный подход, потому что дети приходят получить не только предметные навыки: им нужно еще и социализироваться. То есть задача состоит в том, чтобы научить этих ребят жить среди других людей, когда им исполнится 18.
– Форма инклюзии в разных массовых мероприятиях, к примеру, эстафетах, уже апробирована, – продолжает Галина Николаевна. – Однако необходимо использовать и другие формы инклюзии, персональные, может быть. Потому что в ближайшие годы задачи перед системой дополнительного образования стоят очень серь­езные. Если сейчас у нас занимаются 4% детей с ОВЗ, то к 2030 году их должно быть
60–64%. При этом никогда нельзя забывать, что за каждой цифрой стоит судьба детей, родителей, окружения, всего общества. Будучи разными, мы должны быть равными.

Несмотря на то, что педагоги дополнительного образования постоянно повышали и повышают свою квалификацию, выезжают в другие территории России за опытом, лишь в последние 7-8 лет пришло понимание, что знания в области инклюзии непременно должны быть в активе каждого педагога дополнительного образования.

– Эти знания должны дойти до каждого педагога, – уверена Елена Семакина. Практика показывает, что в инклюзивном образовании успешны те учреждения, которые работают в тандеме с разными специалистами, в том числе с психологами. К сожалению, последних не хватает, а это в нашей деятельности очень важно. К примеру, не все педагоги понимают, что некоторые особенные дети напрочь отвергают прикосновения к себе, не любят тактильные ощущения, отстраняются. А некоторые педагоги, напротив, считают, что, прикасаясь к руке, плечу воспитанника, помогают наладить контакт. Не хватает также различных приспособлений. То есть необходима государственная муниципальная программа, в которую были бы заложены эти и многие другие вопросы.

Одна из проблем – взаимоотношения педагогов с родителями. Порой возникают конфликты из-за того, что родители переоценивают возможности своих детей, им кажется, что они способны на большее. И основой всего здесь должны стать доверительные отношения обеих сторон. Конечно, родители глубоко переживают за здоровье своего ребенка, зачастую оторванные от своей профессиональной деятельности, многие в одиночку несут груз ответственности и самопожертвования. Но если они смогут делиться с педагогом своими внутренними проблемами, создавать дружескую атмосферу, это пойдет на пользу всем: детям, родителям, педагогам.

Действительно, когда дети чувствуют, что они могут что-то сделать, в их глазах загораются огоньки, так же, как и у родителей, – поделилась представитель родительской общественности Перми Мария Туканова:
– Я никогда не думала, что моя дочь сможет достичь неплохих успехов. Она занималась музыкой, гимнастикой, эти занятия помогали ей раскрыть свой потенциал. Около года занимались музыкой, столько же гимнастикой, однако потом возникли разные сложности, и мы пока решили взять тайм-аут.

После пленарной дискуссии участники форума продолжили работу в разных секциях. Об успешном опыте работы рассказывали психолог-дефектолог общественной организации «Счастье жить» Елена Грабовская и руководитель детской учебно-развивающей платформы «особый случай» Илья Седов.
А опытом педагогической практики работы с особенными людьми поделилась руководитель инклюзивного театра-студии «Пространство любви» Алла Дегтярникова.

На сцене участники театра-студии «Пространство любви»

Но прежде на сцену вышли ребята из студии и исполнили отрывки из спектаклей, которые не могли оставить равнодушными всех сидящих в зале.
В этом театре, который существует на протяжении шести лет, занимаются 16 человек от 12 до сорока лет, в том числе и дети с синдромом Дауна, рассказывает Алла Дегтярникова:
– Темпоритм жизни у них особенный, более медлительный, чем у обычных людей, неторопливый. Поэтому, чтобы добиться от них решения каких-то задач, мы должны задавать им самые простые вопросы. Если задать два вопроса сразу, ответа можно не получить. Сейчас мы уже знаем, как вести себя с нашими артистами, и все у нас складывается успешно: выступаем, участвуем в фестивалях, нам аплодируют. И уже появляются другие театральные студии, в которых участвуют такие же ребята. Это очень важно для их включения в жизнь общества.

– Что такое инклюзия? – спросил в заключение Александр Наумов. – Это включение каждого ребенка и создание для него ситуации успеха. Кстати, часто, когда говорят об инклюзии, подразумевают включение ребенка с ОВЗ, забывая об обычных проблемных детях из тех же неблагополучных семей. В дополнительном образовании есть большие возможности, чтобы и эти дети смогли оттаять и тоже включиться в нормальную жизнь.

По словам начальника отдела дополнительного образования Департамента образования администрации города Перми Елизаветы Аитовой, «этот форум – первая ступень, чтобы все познакомились, увидели друг друга, узнали о проблемах, наметили пути решения и начали плодотворно работать».

Ирина Гилёва