ДЕВУШКА ПО ПРОЗВИЩУ ЦИКЛОП

Светлана Ивановна Шелипова родилась, жила и живет в настоящее время в Казахстане. Она психолог с инвалидностью, специалист по работе с детьми с ЗПР, ЗПРР, умственной отсталостью, расстройством аутистического спектра, а также с их родителями и взрослыми людьми с особенной внешностью (как с инвалидностью, так и без). Инвалид по зрению с детства Шелипова сама столкнулась с присутствием комплекса неполноценности, но преодолела его, реализовалась как личность и помогает реализовываться и раскрываться другим. Здесь Светлана рассказывает о своей жизни и самореализации, о помощи детям и взрослым.
В школе у меня были прозвища Циклоп, Пират, Одноглазая. Сосед по парте держал дулю возле моего левого глаза. Наверное, так меня энергетически защищал.
Я родилась и выросла в селе, инвалидность по зрению была с рождения, но в деревне никто из врачей не говорил маме о возможности оформить мне инвалидность. На физкультуре, на субботниках, да и дома с меня требовали по полной и ставили в пример других детей. А я не могла бегать, отбивать мяч, выполнять физическую работу наравне с другими.
Сразу скажу как психолог: если вы родитель и у вас ребенок с особенностями внешности, ему обязательно будут об этом говорить — в садике, в школе, во дворе! Но нужно не обвинять обидчиков, а учить ребенка правильно реагировать.
Лично для меня в младших классах это было похоже на игру, я не обижалась. В старших стала слышать, что «все ничего, но таких не берут замуж». Я смирилась. А зачем это туманное замужество в будущем, если сейчас можно учиться на отлично, писать стихи, работать внештатным корреспондентом в районной газете и получать гонорары, рисовать, занимать первые места в олимпиадах по немецкому языку? В 9-м классе мне предложили участвовать в районном конкурсе красоты! Я, правда, отказалась. К дефиле в купальнике была не готова.
В школе преподавали замечательные педагоги, спасибо распределению после вуза. А еще у нас действовал школьный детский театр, где были настоящие премьеры. Школьная редколлегия создавала афиши, а зрители сидели в актовом зале с букетами бумажных цветов. Тогда я влюбилась в литературу.
Наш дом стоял на окраине, и дорога до школы и обратно была длинная и проходила через степь. Идя одна по степи, я восхищалась: простор, чистый воздух, тишина. Летом вдохновляли полевые цветы, ковыль, коршуны в небе, тягучий от зноя воздух. Зимой снег покрывался блестящей коркой и становился фиолетовым в свете редких фонарей. Слова, рифмы, строчки сами рождались в моей голове. Начиная с седьмого класса я стала публиковаться в районной газете.
Позже я поступила учиться в Семипалатинский педагогический институт на психолого-педагогический факультет. Параллельно изучала немецкий язык на факультете дополнительных профессий. Это было мое хобби, все задания выполняла легко, в группе нас было к концу обучения три человека (я и две девушки с филфака), разговаривали на занятиях только на немецком. В институте некоторые однокурсницы сочувственно вздыхали: «Если бы не глаз, ты была бы красавицей». Но жизнь была такой насыщенной, что времени на размышления по этому поводу было мало. Почти каждый вечер я проводила в городской библиотеке, участвовала в конференциях, в результате институт окончила с отличием.
Я все-таки стеснялась смотреть незнакомым людям в глаза. Мне помогла преподавательская практика в педагогическом колледже. Я вела там уроки психологии. Встать перед группой девушек, вести урок, смотреть, сохранять контакт! Все получилось. Студенты слушали, отвечали, записывали. Я тогда почувствовала, как в прах рассыпался мой комплекс. Потом, когда работала в университете, у меня были сотенные аудитории в лекционных залах.
Получив в вузе теоретическую подготовку, я продолжила обучение практике на мероприятиях Профессиональной психотерапевтической лиги, курсах Московского института гештальта и психодрамы, семинарах отечественных и зарубежных специалистов.
Сейчас расскажу, как я стала работать с детьми.
Сперва я долгое время преподавала психологию студентам университета, потом в вузе открылось учреждение для особенных детей – лекотека (библиотека развивающих игрушек). Дети приходили разные: с неврологическими особенностями, с ДЦП, с синдромом Дауна, с расстройством аутистического спектра, с задержкой психоречевого развития, с умственной отсталостью.
Четыре года я совмещала работу в лекотеке университета и детском центре — психологом коррекционной группы. Если в лекотеку дети приходили и уходили, то в центре они были с утра до вечера. Особенные дети тонко чувствуют отношение и на добро отвечают детской любовью. Например, я как-то занималась с мальчиком с синдромом Дауна и ударилась об угол стола – он встал и начал дуть мне на руку – это было приятно, трогательно.
В качестве психолога я участвовала в благотворительных проектах «Просвещенный родитель», «Сельская лекотека», «Помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации». В 2021 году в качестве спикера приняла участие в мероприятии «Психологическая мастерская» в Республиканском центре социальной адаптации детей в Фергане (Узбекистан). В апреле 2022 года снова буду проводить мастер-класс по песочной терапии для педагогов, психологов, родителей в Республиканском центре социальной адаптации детей в Ташкенте. Там же будет презентация творческих работ спикеров, где будет и мой сборник стихов.
В своей практике использую методы прикладного анализа поведения, АВА-терапии, сенсорной интеграции, арт-терапии. Занимаюсь вживую и онлайн https://www.instagram.com/svetlanashelipova_psycholog/
Я считаю, что заниматься нужно со всеми детьми. Обычно есть положительная динамика, каждый новый звук у неговорящего – успех. Главное – не сравнивать особенных детей с нормотипичными. Отдельная важная тема – работа с родителями особенных детей. Самая важная помощь, поддержка, принятие идут от них. Если родители в состоянии горя, испытывают ложный стыд, вину, то они вряд ли смогут поддержать своих детей и дать им возможность чувствовать себя не ущербными, а людьми со своими особенностями. Поэтому психологическая поддержка родителей очень важна для дальнейшей социализации детей. Помню, как услышала, что моя мама плачет и жалуется соседке, что я такая бедная и несчастная, девочка с косоглазием. Я удивилась, потому что никогда себя такой не чувствовала.
Я обычно приглашаю также родителей на прием без детей. Многие родители принимали участие в психологических тренингах, терапевтических группах. А несколько мам прошли обучение и получили дипломы психологов, теперь помогают особенным детям как специалисты.
На консультации приходят дети с 2 лет, подростки, взрослые.
Я никогда не обещаю стопроцентный результат, предлагаю родителям попробовать, отследить динамику. В общей сложности занимаюсь с особыми детьми 11 лет. Обычно рекомендую параллельно заниматься с другими специалистами (инструктор адаптивной физической культуры, сенсорный терапевт, логопед, дефектолог и др.). Не могу назвать точную цифру, но помогла многим детям. Особая гордость – наши бывшие воспитанники, а сейчас ученики обычной школы. Одна девочка, не говорившая ни слова в три года, сейчас старшеклассница и обладательница Гран-при международных конкурсов по восточным танцам.
Очень радостно, что многие помнят меня до сих пор, здороваются на улице, хотя раньше не разговаривали.
Во время работы в творческом коллективе кафедры психологии ГУ им. Шакарима мы с коллегами выпустили Республиканскую программу «Бiз мектепке барамыз» («Мы идем в школу»), также в издательстве «Арман-ПВ» вышли мои авторские учебно-методические комплексы «Основы безопасного поведения» для детей 5-6 лет и 6-7 лет, рекомендованные МОН РК, некоторые в соавторстве с В. Жуковой. Их можно заказать в издательстве, а также поискать в магазинах учебной литературы. Сейчас готовится переиздание.
С 2010 года принимаю участие в ежегодной Международной научно-практической конференции «Совершенствование общеобразовательного и коррекционно-развивающего процессов в дошкольных учреждениях»
(г. Томск), статьи по проблемам психологической коррекции можно найти в сборниках конференции.
Я почти забыла об особенностях своей внешности. Жизнь, несмотря на все сегодняшние трудности, яркая и интересная: поездки, проекты, творчество, частная психологическая практика, любимый муж и двое детей. С детства я писала стихи, в школьные годы работала внештатным корреспондентом районной газеты «Колос», к зависти одноклассников, мне прямо в школу почтальон приносил гонорары. Выпуск сборника стихов был моей мечтой. В 2020 году я ее воплотила.
Быть жертвой или жить полноценной жизнью — выбор каждого. Я выбрала второе.
Материал подготовил
Владимир Кочнев