Золотые камни Гарипова

Недавно нашего земляка показывали по Центральному телевидению каналы «Культура» и «РЕН-ТВ». Он рассказывал о тайнах Тулымского хребта

Осваивать Северный Урал Радик Гарипов начал еще в 1994 году, когда стал главным лесничим заповедника «Вишерский». Но через два года в результате травмы  он потерял ногу. Вернулся в тайгу только через три года – после больниц, операций, лечения. Он понимал, что теперь его возможности будут сильно ограничены, но все равно вернулся. Чтоб попытаться понять загадки, оставленные в горах протоуральскими народами.

Голубое небо

Радик Гарипов – пермяк. А корни семьи в Башкирии. Мать, работавшая бухгалтером, воспитывала его одна. В детстве он строил авиамодели и по звуку мог определить пролетавший над городом самолет. Поэтому понятно, почему после школы пошел учиться в Иркутское высшее авиационное инженерное училище.

Изучал пилотируемые и беспилотные летательные аппараты, силовые установки, системы управления.  Обязательно – математический анализ, начертательную геометрию, теоретическую механику, специальные дисциплины – термодинамику, аэродинамику, механику авиационных конструкций и прочие тайны вселенной. Преподаватели были с опытом – кто в Корее воевал, кто во Вьетнаме. Одновременно начал заниматься спортивной гимнастикой, получил первый разряд по гирям, имел военный разряд по бегу.

После военного училища c берегов Байкала он переносится в бескрайние степи Восточного Казахстана, где начинает служить  в авиационной дивизии, на берегу Иртыша, в ста километрах от Семипалатинска. Аэродром, ракетные базы, ядерные погреба. Лейтенант ВВС Гарипов – старший техник, отвечающий за авиадвигатели. Он обслуживал самолеты, подвешивал к ним ракеты с ядерными зарядами по двести килотонн каждый. Летал в Анадырь готовить к боевым вылетам в районе Аляски. Видел настоящий север – тундру, бакланов и блага северного завоза.

В запас ушел старшим лейтенантом военно-воздушных сил.

Золотой камень

После травмы Радик вернулся на Северный Урал с протезом и палкой в руке. Как только он научился ходить заново, решился идти на Чувал – хребет, который, если идти вверх по течению Вишеры, предшествует Тулымскому – самой высокой точке Пермского края. Отсюда начинается тропа на территорию заповедника «Вишерский».

Позднее стал осваивать Золотые камни, что южнее, ниже по течению Вишеры. Это более дикие места, чем заповедник. Люди здесь бывают редко. Там три вершины с одним названием – Золотой камень и четвертая – Золотиха. Самая высокая – 872 метра. Почему они золотые, никто не скажет. Золото находили и добывали чуть севернее. Хотя кто его знает, тайн там еще много, как кедра и черники.  Гарипов поднялся на все вершины.

Радик слышал легенды о мерцающем озере на Золотом камне, зеркало которого то появлялось, то исчезало. Он начал искать его и нашел. Озеро находились в районе верховых болот на высоте более пятисот метров, там останавливались перелетные птицы. Вода появлялась весной, когда таяли снега. Летом озеро исчезало. И нашел еще два озера, которые сохранялись все лето, поэтому водой путешественники были обеспечены, что в горах бывает далеко не всегда.

Радик наблюдал за Золотыми камнями в разное время суток. Здесь хорошо видны звезды. Вот за ночь воздух наполнился влагой – это не туман, а какое-то марево, которое пронзает свет восходящего солнца. И в этот момент воздух становится золотым. После этого на траве остается холодная и яркая роса.

На участке реки Средняя Золотиха он увидел, что когда-то русло спрямили – пробили небольшой канал в горном отроге, чтобы вода не обтекала его. Дно канала ровное, левый борт вертикальный, а правый сделан с одинаковым наклоном. Когда и кто это соорудил? Не может такого в природе быть.

Древние люди тоже были с головой – любили селиться там, где красиво. Остатки строений Гарипов находил именно в таких местах. Здесь, между Золотыми камнями, он обнаружил следы инструментальной обработки камня.  Квадратные и просто прямоугольные блоки, в трещинах или уже  полуразрушенные.  Два года назад он ходил туда со своими бывшими учениками, которым преподавал ОБЖ в гимназии им. Дягилева.

Горные загадки

Впервые Гарипов поднялся на Тулым еще в 1994 году. Тогда он обнаружил одинаковые каменные блоки. А в 2012 году обратил внимание на площадку около двух южных вершин хребта – возникло такое ощущение, будто она имеет искусственное происхождение. Ровное каменное место, с которого видны Вишера и Уральские горы на десятки километров вокруг. Гарипов,  бывший военный, оценил место как великолепный наблюдательный пост.  По реке в старые времена передвигались не только торговцы, но и вооруженные отряды – из Европы в Азию и наоборот. Площадка величиной с две трети футбольного поля.

Неподалеку стоит полуразрушенная пирамида из ровных камней, обработанных каким-то инструментом, который превосходит стальной. Поскольку камень очень твердый – серицитовый сланец, его обработка доступна только серьезной технологии.

– Я показывал фотографии площадки вертолетчикам, которые там летают, – говорит Радик, – они мне отвечают: действительно, как мы раньше  об этом не подумали! Конечно, на Урале климатические условия не те, что, допустим, в Египте, здесь перепады температур серьезные, поэтому каменные сооружения подвержены эрозии, которая разрушает их первоначальные очертания. Все зарастает лишайником. Но, если внимательно присмотреться, можно увидеть остатки былого величия.

А вот не очень давнее прошлое – Северо-Екатерининский канал, построенный более двухсот лет назад, чтобы соединить русла Северной Двины и Камы. По нему Радик прошел дважды – по суше и по воде.

В этом году Радик повел своих пермских друзей на Березовый камень, что западнее Вишеры.   От поселка Вая проехали километров восемнадцать на север и свернули на лесовозную дорогу влево, в сторону хребта.  Была жара. И дорога оказалась разделанной лесовозами так, что даже на «Ниве» проехали с трудом и таким нервным напряжением, что водителю стало плохо с сердцем. Отлежался. Радик сел за руль. Пришлось вернуться на Ваю, где фельдшер поставила водителю укол. Решили не возвращаться, а перейти по мосту через Вишеру и подняться на Золотые камни. Никуда от них не уйти.

Степные инструменты

Еще в девяностых у Гарипова появился неожиданный импульс: изучать степные музыкальные инструменты. Тогда он начал собирать информацию о кубызе, язычковом инструменте, и учиться играть на нем.   Сегодня исполняет аутентичные народные вещи, подражания звукам природы, и собственные музыкальные импровизации.  Уже несколько лет пишет стихотворные тексты в духе башкирской поэзии. Пишет их на русском языке, а специалисты переводят их на башкирский язык.

В туманной дымке горизонта/Молчат далёкие хребты./Прикрыла облачная кромка /Их затянувшиеся сны. – читает он свои стихи. – О людях старины глубокой,/О шумных древних городах,/О тех, кто мыслью жил высокой,/Чей голос утонул в веках./Чьё сокровенное посланье/В легендах дивной красоты,/Приводит душу в трепетанье,/И мы уже устремлены/Туда, где бурные потоки/По руслам каменным бегут,/Где тайны спрятаны истоки,/Что вдохновенье нам вернут,/Где в размышленьях предрассветных/Поймём мы суть предназначенья./И в поисках следов заветных/Познаем радость откровенья!

Два года назад музыкальный коллектив – этно-инструментальный проект «Седой Урал», который создал Гарипов, – занял первое место на V межрегиональном конкурсе кубызистов и исполнителей горлового пения в Башкортостане.   Кроме руководителя, в него входят два музыканта: струнные – Сергей Ефимов и перкуссия – Андрей Михайлов. Гарипов играет на кубызе, курае и гуслях, которые начал осваивать полтора года назад. А год назад приступил к думбыре – башкирскому  трехструнному инструменту. Коллектив стал победителем в номинации «исполнитель горлового пения».

В прошлом году по инициативе Гарипова изготовили пятиструнную башкирскую думбыру, какой она была в ХIХ веке. Друзья музыканта представили ее на телевидение в Башкортостане. Потом он стал инициатором возрождения коми-пермяцких гуслей, которые изготовил пермский мастер Александр Красовский. Крайнее упоминание инструмента – тоже середина ХIХ столетия. Гусли были презентованы в этом году.  Гарипов так и сказал коми-пермякам: «Это вам подарок от башкир!» Теперь на них играет коми-пермяцкий музыкант Святослав Кривощеков. Думбыру Радик освоил быстро – за год, и уже свои мелодии есть. А вот курай, духовой инструмент, дается трудней, хотя он уже играет и выступает с ним. Уроки игры на курае брал у мастера там же, на родине предков.

Коллектив выступал не только на башкирских фестивалях, но и на пермских: «Белые ночи», «Пермский калейдоскоп», «Зов Пармы», КАМWA, «Огни Гефеста». Конечно, бывали на сабантуях. И в Татарстане – на фестивале «Крутушка».

Боевые искусства  и полеты

Кроме всего прочего, Гарипов изучал спортивное фехтование саблей и японское дзё-до – искусство фехтования деревянной палкой. Несколько лет отдал джиу-джитсу.

– Но самое главное в боевом искусстве  – говорит он, – это идея бесконечного человеческого совершенства. Образ жизни и мыслей вырабатывался учителями тысячелетиями. У человека, занимающегося единоборством, нет ни одного лишнего движения, всё легко и красиво.

И в небо он поднялся снова – взлетает с горы на параплане, отправляясь в тот самый полет над землей, о котором мечтал в детстве. Ездит в Мечетлинский и Инзерский районы Башкортостана, где родина предков и небольшие горы, с которых он спускается на параплане.

– Хоть раз в год от земли надо отрываться, – говорит он, – чтобы встать на крыло, почувствовать себя в воздухе.

Случалось, что на взлете падал, когда заворачивало купол. Но это Гарипова никогда не останавливало. Ни это – ни что другое. Он идет вперед по земле, воде и воздуху. Две минуты управляемого полета – и ты уже другой человек! Хоть на время, но ты преодолел земное притяжение.

Юрий АСЛАНЬЯН