Знать, понимать, решать

Репортаж с очередного заседания общественного совета МСЭ

На заседании общественного совета при ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» Минтруда России, которое состоялось 28 июня, рассматривались вопросы по обращениям граждан – о них проинформировала собравшихся членов совета зам. руководителя по экспертной работе ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» О. А. Плотникова. О реализации пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, доложил главный реабилитолог Минздрава Пермского края, директор ЦКРИ профессор В.А. Бронников.

Число обращений граждан с жалобами растет, хотя и незначительно. В 2016 г. их было 416, в 2015-м – 364. За 5 месяцев 2017 г. поступило 173 обращения. Из них одна треть поступает из органов исполнительной власти, в основном граждане жалуются на органы здравоохранения. Также поступают запросы из аппарата Уполномоченного по правам человека, из Росздравнадзора – то есть из тех структур, куда обращаются граждане с различными вопросами и претензиями.

Немало обращений поступает на сайт учреждения, в этом случае с ними  работа идет достаточно оперативно.

Каков характер нареканий? На особом контроле жалобы на нарушение процедуры МСЭ, принципов этики и деонтологии. В 2016 г.  поступило 10 таких жалоб. В этих ситуациях со стороны МСЭ проводятся служебные проверки специально создаваемой комиссией. При этом разбор идет доскональный и объективный. Если жалоба признана обоснованной, к специалистам, допустившим нарушения, принимаются меры дисциплинарного взыскания.

Ольга Александровна Плотникова  обратилась к членам совета с предложением высказать мнение, как более объективно подходить к рассмотрению жалоб. Как разрешать ситуацию, когда люди приходят на МСЭ уже озлобленными, агрессивными, словно заранее в специалистах этой службы видят врагов. Среди прозвучавших мнений главная мысль сводилась к негативному состоянию, сложившемуся за последние годы в системе здравоохранения. Долгая очередность, большая загруженность и нехватка врачей, особенно «узких» специалистов, отдаленность некоторых населенных пунктов от больниц, поликлиник, поспешность приема врачей, а порой и некомпетентность делают свое неблаговидное дело в создании настроя человека.

В ходе обсуждения поступило предложение от членов совета разработать  и представить на стендах структурных подразделений информацию о вышестоящих инстанциях, начиная с Главного бюро МСЭ и заканчивая самой высокой инстанцией, а не наоборот, как существует в данный момент. Такой алгоритм упростит и ускорит процесс решения спорных вопросов. Да и сам руководитель соответствующего бюро, куда гражданин обратился для освидетельствования, изначально должен быть настроен доброжелательно. Ольга Александровна назвала один из важнейших показателей работы МСЭ – удовлетворенность граждан услугой (именно так, как услуга, квалифицируется проведение медико-социальной экспертизы).

– Однако мы, к сожалению, не можем полностью удовлетворить потребности гражданина в силу целого ряда объективных обстоятельств, регламентированных законодательством, – заметила О.А. Плотникова, – отсюда и конфликтные ситуации.

Со стороны председателя ПКО ВОИ Н.А. Романовой прозвучало замечание о том, что нередко родители детей-инвалидов заранее бывают уведомлены о том, что инвалидность с ребенка будет снята по достижении им 18 лет. Не видя никаких позитивных сдвигов в состоянии здоровья своего ребенка, родитель, таким образом, заранее настроен агрессивно. Откуда может знать специалист МСЭ о грядущем состоянии экспертируемого?

Далее Надежда Анатольевна указала на такой момент, как потребность членов территориальных организаций ВОИ в своевременной и полной информации о происходящих в МСЭ нововведениях и изменениях. Ведь много информации следует именно из общества инвалидов – по любым возникающим вопросам. Хотелось бы, чтобы в период выездных комиссий МСЭ по городам  региона устраивались встречи с членами организации ПКО ВОИ с целью непосредственного просвещения на местах. Очень сложно бывает разобраться в потоке спускаемых документов.

– Тогда, когда возникает потребность в  выездных комиссиях, – продолжила О. А. Плотникова, – мы всегда выезжаем. Уже были во многих городах края: в Березниках, Чайковском, Соликамске, Верещагино, Лысьве и других. Из разных мест от представителей обществ инвалидов идут звонки с вопросами, которые мы решаем в оперативном порядке.

Со стороны представителя Министерства здравоохранения края также прозвучало объяснение сложившейся ситуации в медицинских организациях и возникающими конфликтами. Зачастую это результат так называемой оптимизации, когда врач элементарно не успевает обслуживать больных. Или, того хуже, заболел, в отпуске и т.д. В больших медучреждениях возможна взаимозаменяемость, в небольших этого нет, особенно когда речь идет об узких специалистах.  Вот почему не всегда возможно решить вопрос ввиду большого кадрового дефицита.

Возник конкретный вопрос: в одном из отделений МСЭ затребовали амбулаторную карту больного, но главный врач поликлиники ее не дал. Как быть? О. А. Плотникова разъяснила суть просьбы и правила. Видимо, специалистам МСЭ требовалось полнее понять объективное состояние пациента и то, что ему конкретно следует назначить по показаниям. Однако по приказу Минздрава края выдавать на руки амбулаторную карту по целому ряду причин не положено. В таком случае со стороны МСЭ делается запрос в поликлинику именно по тем вопросам, которые требуют пояснения.  Однако амбулаторная карта пациента не является для МСЭ обязательным документом. Обязательными для большинства граждан являются направление на МСЭ от медицинской организации, паспорт и заявление, для отдельных категорий (военнослужащие, пострадавшие на производстве и пр.) предусмотрен дополнительно ряд других документов.

В ходе работы совета был задан вопрос и о возможности переосвидетельствования заранее.

– Очередное переосвидетельствование проводится заблаговременно, – последовало разъяснение, – но не более, чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности, заблаговременное освидетельствование предусмотрено законодательством.

Второй вопрос на заседании совета по поводу реализации пилотного проекта кратко осветил главный реабилитолог края Владимир Анатольевич Бронников:

– Хотелось бы сказать о некоторых ключевых моментах реализации проекта. Главное – это создание унифицированных стандартов и методических подходов. Самое важное – по итогам реализации пилотного проекта должно измениться законодательство, касающееся реабилитации инвалидов.

Если сказать по ключевым разделам, то задействованы в проекте министерство здравоохранения, министерство социального развития, мин­образования, агентство занятости населения, министерство физкультуры и спорта и министерство культуры.

В рамках каждого министерства созданы рабочие группы. Самый важный блок, на наш взгляд, медико-социальный. В  нем выделяются три направления: реабилитация детей-инвалидов, включая программу раннего вмешательства, комплексной реабилитации инвалидов трудоспособного возраста и система реабилитации пациентов геронтологического профиля.

Второй аспект касается непосредственно системы социального обслуживания. Здесь выделяется так называемое направление – социальная занятость, которая включает в себя создание социально интеграционных мастерских и сопровождаемое проживание для детей и инвалидов с ментальными нарушениями. Выделение медико-социального блока обусловлено тем, что здесь должна быть отлажена система реабилитации по ключевым нозологическим формам. Выделяется 10 категорий.

Далее рассматривается очень важный и в то же время преемственный блок, за который отвечают минобразования и  агентство занятости населения. Здесь включены два направления: профориентация для детей-инвалидов, которые будут в последующем передаваться через центры занятости на конкретные рабочие места, естественно, в сопровождении. И второе направление, касающееся профессиональной деятельности – либо устройство инвалидов на прежнее место работы, либо профреабилитация, когда человек не может вернуться к тому, чем он занимался до инвалидности. То есть речь о переобучении, переподготовке.

Третий блок – не менее важный, который курирует министерство физической культуры и спорта. Его мероприятия включены в программу социальной реабилитации.

По каждому направлению созданы сетевые графики, рабочие группы, у которых сформированы планы мероприятий и большой объем работы. Что касается Минсоцразвития, которое является заявителем и куратором проекта, там создана рабочая группа и назначены ответственные за реализацию пилотного проекта.

На прошедшем общественном совете поднимался вопрос о новом реабилитационном центре, что возводится на правом берегу Камы – в Камской долине. Площади довольно большие, они рассчитаны не менее чем на 150 человек – 80 коек, а остальные – для дневного пребывания. Этот центр предполагается для детей. Там должно быть обязательно высокотехнологичное оборудование. Ко всему в нем должны быть и школа, и детская площадка. Возводимый центр должен соответствовать лучшим зарубежным моделям. Введение его в действие планируется на 2021 год.

* * *

В ходе работы совета, живого обсуждения поднимаемых тем прозвучало немало других смежных вопросов. В частности была отмечена продуктивность тесного контакта в работе министерств социального развития и здравоохранения. Вопросы реабилитации – и с медицинской, и социальной точек зрения – настолько взаимосвязаны, что могут рассматриваться только комплексно.

Что отрадно и позитивно, так это то, что в работе активно участвуют все члены совета – как сами врачи, специалисты МСЭ, так и представители общественных организаций.

Галина ДУБНИКОВА