Я могу, я делаю, у меня получается

11-2

В начале октября школы по-особенному шумны и торжественны – наступает волнующий праздник «День учителя». Многие из нас с благодарностью вспоминают имена своих учителей, наставников, руководителей художественных и спортивных секций. Мне хочется рассказать о молодом и талантливом учителе школы-интерната  № 113 для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Преподаватель по столярному делу Сергей Валентинович Малинин работает с «особыми» детьми и подростками в интернате № 113 уже семь лет. Сам он родом из Суксуна, родился в многодетной семье, кроме него в семье было еще четверо детей. Сергей с детства видел особое отношение к труду, в основе которого созидание и строительство. Отец умел и по плотницкому делу, и по механике, он обучал этому и своих детей. Когда семья помогала старшему брату строить дом, Сергей не отставал от старших. Он стругал доски, подносил стройматериалы, умело работал рубанком, топором и молотком, тогда ему было 14 лет.  В 22 года он самостоятельно срубил и поставил баню. С первым опытом пришло осознание, что работа с деревом – это его ремесло, его дело, в котором можно реализовать себя. Постепенно оттачивалось мастерство. И уже не только массивные срубы выходили из-под умелых рук, но и искусные деревянные изделия – игрушки, шкатулки, наличники.

После школы Сергей окончил педагогический техникум, а затем заочно получил высшее образование в техническом университете.

Первый настоящий опыт преподавателя трудового обучения (столярное дело) Сергей Валентинович получил в школе-интернате № 10 под руководством директора Владимира Ивановича Смирнова. В «десятке» он проработал десять лет. После преобразования учебного заведения директор лично рекомендовал Сергея Валентиновича  школе-интернату № 113, так высоко он ценил труд этого педагога, чтобы его мастерство нашло продолжение в дружном коллективе преподавателей и учеников.

На новом месте Сергею Валентиновичу пришлось начинать почти все заново. Вместе с администрацией школы привели в порядок мастерские, поменяли окна, наладили освещение, закупили все инструменты и приспособления, необходимые по программе, отрегулировали деревообрабатывающие станки. Завезли материал – дерево, доски, фанеру. Была создана материальная база хорошего уровня. Школа-интернат для детей с ОВЗ стала площадкой краевого конкурса «Лучший по профессии». В столярных мастерских соревновались двадцать конкурсантов одновременно, каждый за отдельным верстаком. Не все современные школы могут похвастаться такими профессиональными мастерскими.

В этой школе учатся «особые» дети – дети с задержкой умственного и психического развития. Многие ребята находятся в своем мире, есть те, которые слабо ориентируются в пространстве, плохо запоминают, им с трудом даются такие предметы, как математика, русский язык. Но вот в пятом классе они впервые попадают на уроки труда к Сергею Валентиновичу – и в их жизни появляется новое, еще  неосвоенное ими пространство. Вот где они могут проявить себя. И учитель погружает их в мир чертежей, заготовок, инструментов, в мир, где понятия «я могу», «я делаю своими руками», «у меня получается»  приходят на смену неуверенности, безразличия, агрессивности. А секрет прост. Прежде чем смастерить что-то из дерева, нужно привести свои мысли в порядок, думать только о хорошем, установить гармонию в себе. Для начала нужно подумать, для чего нужен этот бортик, выемка, врезка, удобно ли будет работать лопатой с таким черенком, не поранится ли ребенок, играя в игрушку, сделанную из дерева? Как пригодится это изделие тебе, маме, бабушке? Любая деталь, любое изделие несут смысловую и нравственно-эстетическую нагрузку. Любое действие тематизировано. На уроке Сергей Валентинович объясняет все пошагово. Сначала чертеж, затем разбор технического задания, подготовка рабочего места,  инструмента, заготовок. А еще нужно уметь сконцентрировать все свое внимание, проявить аккуратность и точность, дисциплинировать себя. Всему этому учит Сергей Валентинович своих «особых» ребят, начиная с первого урока, с первого знакомства.

И что получается после окончания школы? На профильном экзамене, который является обязательным в коррекционной школе, ребята показывают умение работать с инструментом, с деревообрабатывающим станком, знание пород древесины, чтение чертежей, схем, умение четко, по пунктам выполнять техническое задание, составлять план действий. Это же готовые специалисты на деревообрабатывающее производство или в столярную мастерскую! А можно работать на себя, делать и продавать художественные поделки из дерева – рамки, шкатулки, наличники, строить дачникам красивые лавочки, веранды. Все это успешно осваивают ребята, обучаясь у Сергея Валентиновича в коррекционной школе № 113. В жизни они точно не пропадут, они хотят и умеют работать.

Работая в школе-интернате № 10, он впервые попробовал себя в конкурсах профессионального мастерства. Вот   где можно научиться новому, набраться опыта, поделиться своим. Сергей Валентинович открыт образовательному миру, он неоднократный победитель районных, городских и краевых конкурсов. Его ребята также занимают призовые места по столярному делу. Прошлый 2015 год оказался очень «урожайным» для преподавателя. На России в городе Белгороде его ученик Тимофей Овчинников вошел в десятку сильнейших из семидесяти двух участников. На краевом конкурсе за свой образовательный проект Сергей Валентинович получил второе место. А чуть позже защитил звание «Учитель высшей категории».

На вопрос, почему он работает в коррекционной школе, он отвечает просто: «Я могу, я делаю, и у меня получается». Это  девиз его жизни, который становится правилом для его учеников.