ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОСТУПНО

Многие молодые инвалиды, несмотря на своё заболевание, имеют ясный ум, глубокие знания, хорошую память. Окончив среднее общеобразовательное
учебное заведение, они успешно продолжают учиться в вузе, получают профессию.

Газета «Здравствуй!» на своих страницах не раз рассказывала о таких ребятах в рубрике «Это мы, молодые». Один из таких героев –  Дмитрий Журавлев, будучи инвалидом с детства (заболевание ДЦП), успешно окончил Пермский политехнический университет и в настоящий момент работает в Пермском государственном архиве новейшей истории. И таких примеров немало, когда люди с ограниченными возможностями здоровья, окончив вуз, получают профессию своей мечты.

В этом году Пермский национальный исследовательский политехнический университет по результатам рейтинга THE University Impact Rankings занял 95-е место в мире по доступности для людей с ограниченными возможностями здоровья. Всего в рейтинге ведущих университетов мира приняли участие 766 университетов из 85 стран.

– Составители рейтинга отметили наши традиционно сильные стороны, среди которых качество образования и инновации, уровень развития исследовательской инфраструктуры, возможности трудо­устройства и карьерный рост выпускников, – отметил Павел Волегов, начальник управления науки ПНИПУ.

Дистанционно мы пообщались с пресс-службой Пермского политеха, вот что нам рассказали.

В ПНИПУ (без филиалов) на октябрь 2019 года числятся 32 студента с инвалидностью. С каждым учебным годом число поступающих абитуриентов увеличивается на 20-30%. Студенты с инвалидностью обу­чаются на всех факультетах
ПНИПУ по направлениям бакалавриата, специалитета и магистратуры. Наиболее востребован у ребят электротехнический факультет. Затем студенты отдают предпочтение гуманитарному факультету и факультету прикладной математики и механики. Далее по рейтингу популярности идут факультеты: химико-технологический, аэрокосмический, строительный. Завершает список горно-нефтяной факультет.

Все студенты с инвалидностью, за исключением одного по классификации МСЭ, идут по списку «общих заболеваний». Один студент маломобильной категории передвигается только на коляске. Студенты с инвалидностью обучаются в обычных учебных группах по общим учебным программам. Ограничения лишь в программе физической культуры. Успеваемость студентов указанной категории мало отличается от средней успеваемости остальных студентов. Особенности заболеваний не влияют на качественные показатели успеваемости. Все зависит от мотивации к обучению, настойчивости, трудолюбия, усидчивости, целеустремленности.

Первокурсник Артем Демагин, инвалид-колясочник, студент гуманитарного факультета, направление «Лингвистика», имея маломобильный статус,  обучается дистанционно (дома) на постоянной основе. Он посещает вуз лишь 2-3 раза в семестр. Артем успешно справляется с учебными программами. Учится с увлечением. Проявляет завидную активность и вызывает у одногруппников уважение и восхищение за оптимизм и жизнелюбие. На вопрос, что для тебя является показателем безбарьерности, доступности образовательной среды в вузе, Артем выделил дистанционное образование, онлайн-библиотеку, стипендию. На переводческой кафедре задолго до самоизоляции успешно функционирует дистанционное обучение, которым Артем и другие студенты активно пользуются. Вызывает уважение готовность первокурсника участвовать в студенческом волонтерском движении. Артем не комплексует по поводу своего физического состояния здоровья и адекватно воспринимает объективную ситуацию, что отмечают преподаватели на факультете. На вопрос, насколько он удовлетворен учебным процессом, будущий переводчик ответил, что вполне удовлетворен.

Комментарий Артема: «У меня есть одно уточнение. Для меня как студента с ОВЗ, тем более на языковой специальности, очень важно живое общение, которого не так уж много. И все же я благодарен за то, что большинство пар сейчас проводится в Скайпе и Зуме. Это не может не радовать».

Какая помощь в трудо­устройстве оказывается выпускникам?

На наш вопрос ответил психолог ПНИПУ Игорь Миронов:

– За последние три учебных года проводится мониторинг трудоустройства. По данным за прошлый учебный год, все выпускники с инвалидностью успешно устроились на различные промышленные предприятия Пермского края самостоятельно или продолжили обучение в магистратуре. За этот период нетрудоустроенных студентов среди выпускников не было. Психолог
ПНИПУ совместно с межвузовским кадровым центром оказывает содействие в трудо­устройстве выпускников с инвалидностью. Устанавливается личный контакт с завершающим обучение студентом с целью выяснения потребности в трудоустройстве по окончании обучения в университете. Проводятся консультации. Также ответственные лица управления социальной и внеучебной работы в течение года отслеживают профессиональный маршрут выпускников университета с инвалидностью через отдел выдачи дипломов вуза.

Как работают льготы при поступлении?

В приемной комиссии нам подтвердили, что дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболеваний, полученных в период прохождения военной службы, имеют право приема на обучение в пределах особой квоты (не менее 10% от объема бюджетных мест), дополнительно данная категория абитуриентов имеет право на преимущественное зачисление при равенстве баллов с другими абитуриентами. Более подробную информацию о поступлении в ПНИПУ можно узнать на сайте вуза.

И напоследок совет от преподавателей Пермского национального исследовательского политехнического университета молодым людям, выпускникам инклюзивной школы, которые хотят продолжить образование в Пермском политехе: «Если ты способный и талантливый, не надо бояться заявлять о себе, нужно верить в себя!»

Материал записала
Надежда Иванова