Выбираем профессию и судьбу

05

За окном метет снег, холодно, а в пермской коррекционной школе-интернате № 113 особенно жарко. Стучат киянки, жужжат пилы, шуршит наждачная шкурка. Работа в мастерских кипит. В самом разгаре краевой конкурс «Лучший по профессии», профиль «Столярное дело»

Участник конкурса Виктор Горбунов приехал вместе с учителем труда из села Сива Пермского края. На конкурс выехали в шесть утра, до места добирались почти пять часов. Виктор спокоен и собран. На его верстаке лежат все необходимые инструменты, под рукой линейка, угольник, отточенный карандаш. Заранее приготовлены деревянные бруски, из которых ему предстоит выполнить столярный угольник. Виктор внимательно изучает чертеж и инструкцию к нему. Он знает, что пошаговое выполнение задания – это путь к успеху. Его наставник, Юрий Викторович Блинов, дает ему только один, но самый главный совет – верить в себя!

Первый этап конкурса теоретический. Нужно показать знания инструмента, по технике безопасности, материаловедению. Выполнив теоретическую часть, учащиеся допускаются к практическому заданию.

Краевой конкурс по трудовому обучению среди учащихся коррекционных школ по трем номинациям – «Столяр», «Швея», «Цветовод» — собрал учащихся и педагогов  из 23 специальных коррекционных учебных заведений. Пермский край представляли города: Березники, Красновишерск, Чернушка, Соликамск, Оса, Краснокамск, Лысьва, Гремячинск, Лысьва, Очер, Верещагино. Ребята приехали из сел: Ашап, Б. Уса, Сива, Сергино и других поселений.

В этом году у конкурса особое название «В мастерстве учителя – успех ученика». А результат конкурса будет складываться из баллов ученика и баллов учителя за методическую работу.

Участники конкурса – подростки с непростыми судьбами и характером. Задержки в развитии памяти, мышления, внимания, психологическая неустойчивость лишают их возможности усваивать учебную программу обычной общеобразовательной школы. Основная  задача коррекционного образования – это социализация ребят в общество через труд, через практические навыки профессиональной подготовки. В коррекционных школах очень многое зависит от педагогов трудового обучения, они первыми вводят учащегося в профессию.  От выбора своего дела во многом сложится  дальнейшая судьба подростка. Не зря говорят: «Выберешь профессию –  выберешь судьбу».

В швейной мастерской машинки работают почти беззвучно. Участницы конкурса строчат швы будущей блузки. Пальцы рук работают настолько ловко, что шов ложится аккуратной линией. Мелкая моторика хорошо развита и позволяет выполнять точные манипуляции. Педагог трудового обучения, член жюри Екатерина Леонидовна Суханова внимательно наблюдает за работой конкурсантов. Ученицами она довольна, ведь они уверенно справляются с самой сложной операцией. Контуры горловины блузки получаются ровными, рукава изделия лежат симметрично.

Одна из первых дошивает блузку Мария Лебедева из Очера, учитель Наталья Михайловна Макрушина. На конкурс Маша приехала со своей швейной машинкой. С ней она дружит уже несколько лет, относится к ней с любовью, и машинка ни разу не подвела ее. В копилке сшитых Машей вещей есть прихватки, косынка, фартук, ночная сорочка, а теперь появится яркая блузка. Маша хорошо разбирается в тканях. Может на ощупь отличить натуральное полотно от синтетики, правильно выбрать номер нити для шитья.

Через некоторое время в швейной мастерской образовалась настоящая выставка блузок. Жюри конкурса уверено, что молодые швеи могут работать по профессии уже с первых дней после окончания школы. Без работы они уж точно не останутся, семью оденут «с иголочки». Участница конкурса Ольга Тигина из Чернушки хочет стать не только первоклассной швеей, но и учить шить других, как ее любимый педагог Наталья Анатольевна Иванова. Если ученик равняется на своего учителя, значит, мастерство педагога достойно самой высокой похвалы.

Впервые в этом году на конкурсе профессий появилась новая номинация «Цветовод». Анастасия Волегова сеяла семена цветов астры в специальный контейнер, под зиму. Кто хоть однажды был в ее краях, знает не понаслышке о хлеборобных полях, обратил внимание на образцовую конеферму. Это село Сергино Нытвенского района. В доме Насти много комнатных растений, за которыми она ухаживает. Она знает, какие растения лучше выращивать на подоконнике, а которые могут расти при недостатке солнечного света. Настя – первая помощница родителей на приусадебном участке. Словно природой, на генном уровне, ей дано трудиться на земле, выращивать сельскохозяйственные культуры, кормить людей. Педагог Любовь Геннадьевна Шилова убеждена, что после окончания школы Настя останется жить и работать в селе, к этому она ее настраивает и дополнительно занимается с ней агротехникой выращивания цветов и сельскохозяйственных культур. Несмотря на влияние на нее подружек, Любовь Геннадьевна желает Насте  выбрать свое дело, хочет, чтобы она состоялась в своей профессии, сделала правильный выбор.

Настал торжественный момент подведения итогов. Все участники были награждены сертификатами и призами, а за первые и вторые места они с преподавателями получили дипломы и кубки. Награждение проходило в обстановке дружбы и доверия. Я уверена, что все ребята вернутся в свои школы в новом статусе – в статусе победителей. Они поверили в себя. Сделали уверенный шаг в выборе профессий.

Итоги краевого конкурса «Лучший по профессии». В номинации «Столяр» 1-е место занял Виктор Горбунов, МБО «Школа-интернат VIII вида», с. Сива, учитель Блинов Юрий Викторович; 2-е место – Радик Рангулов, МБСКОУ «Школа-интернат №113 VIII вида», г. Пермь, учитель Сергей Валентинович Малинин; 3-е место – Денис Авлияров, МБС(К)ОУ «СКОШИ VIII вида» пос. Сарс, учитель Данил Мулаевич Нигматянов.

В номинации «Швея» 1-е место у Марии Лебедевой, МБС(К)ОУ «Очерская СКОШИ VIII вида», учитель Наталья Михайловна Макрушина; 2-е место – у Екатерины Мазуниной, МБС(К)ОУ «СКОШИ VIII вида», пос. Яйва, учитель Елена Юрьевна Кулябина; 3-е место – у Ольги Тигиной, МБС(К)ОУ «СКОШИ VIII вида», г. Чернушка, учитель Наталья Анатольевна Иванова.

В номинации «Цветовод» 1-е место – у Анастасии Волеговой, МБС(К)ОУ «Нытвенская школа-интернат VIII вида», с. Серьгино, учитель Любовь Геннадьевна Шилова; 2-е место – у Ксения Сунцева, МБСКОУ «Школа-интернат №113 VIII вида», г. Пермь, учитель Вера Павловна Коптелова.

На конкурсе побывала Надежда ИВАНОВА

06 07

  • P.S. Ситуация на сегодняшний день такова, что количество учащихся коррекционных школ растет с каждым годом. Учителя общеобразовательных подразделений нередко легко отказываются от подростков за любую провинность, инакость характера, стремление к свободе. Родители, подчас не зная, что делать, опускают руки. Честь и хвала педагогам коррекционных школ, которые борются за каждого, дают шанс в профессии. Ведь завтра эти ребята окажутся рядом с нами, в нашем обществе.