Ваганты на колясках

В Международный день защиты прав инвалидов на железнодорожном вокзале Новокузнецка состоялся… спектакль. Для пассажиров поездов дальнего следования театр миниатюр «Крылья», в котором играют ТОЛЬКО инвалиды, представил спектакль «Ваганты». Действо разворачивалось в зале ожидания.

Начало объявили на 19.00, но уже в начале шестого я услышала под сводами вокзала гитарные переборы и выразительное мужское пение. Опоздала?

Нет, оказалось, это – репетиция. После нее режиссер спектакля Ирина Иванова на моих глазах провела с самодеятельными артистами «разбор полетов». Знаете, что меня удивило больше всего? Абсолютно профессиональный, без скидок, анализ актерских  успехов и неудач.

— А мы так с самого начала договорились, — признается Ирина, художественный руководитель театра-студии «Юность» и актриса Новокузнецкой драмы. – Ребята не обижаются.

Это правда. Замечания режиссера о «постоянной оценке происходящего», об игре «на партнера», о существовании «в паузе» все воспринимали очень по-деловому.

На самом деле композиция «Ваганты» была поставлена в «Крыльях» достаточно давно. Но Ирину Иванову пригласили «поднять постановку на новый уровень».

Меня поразил уровень выбора материала, — говорит она сейчас. – Труверы, миннезингеры, ваганты – что мы знаем об их поэзии, созданной в ХIII веке? Разве что одну песню с известной пластинки Тухманова «Во французской стороне, на чужой планете…». А ведь там такие шедевры есть! Такие глубокие тексты…

Когда-то эти шедевры положили на свою музыку известные новокузнецкие барды Игорь Большев и Виктор Крячко. «Моя задача была – не испортить уже сделанное ребятами, — замечает Ирина Иванова. – Но при этом создать из любительской композиции цельный спектакль».

И он получился. Сквозное действие – будто по дорогам страны движется кибитка с бродячими артистами, рассказывающими забавные (а порой – и весьма скоромные!) истории из жизни – перемежается бардовскими песнями. И глядя на двух гитаристов, лихо распевающих куплеты под свой аккомпанемент, трудно представить, что оба они практически абсолютно слепые люди. У Максима Маликова зрение – минус 18, без линз он видит только расплывчатые силуэты (что не мешает ему, к слову сказать, работать вполне успешным юристом, иметь жену, ребенка). Родион Емельянов – профессиональный музыкант, окончил Курское специализированное музучилище. После спектакля признался мне: людей воспринимает в основном «по голосам». Но его существование на сцене не стало от этого менее выразительным!

Колясочник Сергей Крылов (его инвалидность – следствие автоаварии) наполнил спектакль брутальной энергией. А нежность Жени Ерохиной (рассеянный склероз) наглядно продемонстрировала, как красивы и женственны любящие и любимые женщины. Ее история – это вообще пособие для воспитания оптимизма. Жестокая болезнь навалилась на Женю в 2006 году, когда у нее уже было двое детей, муж и вполне приличная работа. Через два года она развелась (увы, нередкий этап в биографии тяжело заболевших женщин). Что не помешало ей, впрочем, вырастить детей (старшая дочь сейчас готовится к свадьбе, младший сын успешно делает спортивную карьеру, всерьез занимаясь плаванием) и… еще раз выйти замуж. И без занятий «для души» Женя не осталась: она закончила курсы визажистов, замечательно рукодельничает – между прочим, все декорации и костюмы для спектакля (весьма красивого «по картинке», заметим) сделаны ее руками.

Но меня больше всего изумила Юлия Гайденко. С диагнозом ДЦП ей и говорить, и двигаться трудно. Но недостатки своей пластики она умело обернула в сценические достоинства! Ее ворчливая Кормилица, то и дело поучающая «молодежь» благонравию, вышла и смешной, и запоминающейся, и очень убедительной!

Чтобы спектакль состоялся, потребовалось два месяца упорных репетиций. Они происходили в основном на квартире председателя Новокузнецкого ВОИ Ольги Зефировны Быковой

— Бывает, я приходила туда усталая, раздраженная, — делится Ирина Иванова, — но после трех часов занятий летела как на крыльях! Такой энергией заряжают меня эти люди.

Не случайно на следующий понедельник тут уже назначена новая репетиция: театр «Крылья» приступает к работе над сказкой Леонида Филатова «Про Федота- стрельца».

А начальник железнодорожного вокзала Ирина Костик уверяет, что спектакли для пассажиров должны стать в зале ожидания регулярным шоу.

Юлия РОМАНОВА, координатор проекта:

— На самом деле я украла эту идею у шведов: увидела как-то в Интернете, что на вокзале в Стокгольме играет королевский симфонический оркестр, а колясочники под него танцуют на импровизированной сцене. Так толерантные шведы интегрируют в социум  людей с ограниченными возможностями. Подумала: а мы чем хуже? Да у нас артисты покруче шведских будут!

Наше ВОИ обратилось к Новокузнецкому театру драмы, к руководству железнодорожного вокзала… И вот – парт­нерский проект состоялся.

Можно, конечно, улыбнуться: ничего, мол, нового в нем нет – инвалиды всегда по вокзалам пели. Но понятно, что это – совсем иная традиция. Мы не разжалобить народ хотим, а наоборот – зарядить бодрым настроением, чтобы с радостью в путь отправлялись.

Ирина КОСТИК, начальник вокзала:

— Это не первый наш социальный проект. Если вы были на втором этаже, там, в зале повышенной комфортности, у нас открыт пункт выдачи книг «Книжный экспресс». В игровой комнате собраны поделки и рисунки детей из детских садов, детдомов Новокузнецка. Это – результат акции «Подарок новому вокзалу», которую мы провели по случаю открытия отреставрированного здания.

И вот – «Ваганты». Я считаю, это – не разовая, а пробная акция. Такие спектакли в интерьерах вокзала должны устраиваться постоянно, благо, сейчас у нас есть для этого все возможности: прекрасные залы, поддержка партнеров, интерес горожан.

 

Сегодня через Новокузнецкий вокзал проходит не так много поездов дальнего следования – 6-8 пар в сутки. Есть ежедневные (из Абакана, Новосибирска), есть те, что ходят через день (Московский, Кисловодский, Питерский). Думаю, если мы отрегулируем время показов, то зрителей на наших спектаклях будет еще больше, и пассажиры будут отправляться в путь, заряженные позитивом.

Марина ЕВСА, директор Новокузнецкого театра драмы:

— Замечательный социальный проект. И прекрасная мысль вернуть вокзалу его традиционную функцию: место встреч, место культурного досуга горожан, еще одна площадка для реализации творческих талантов.

Мне кажется, у этого проекта большое будущее.

Ольга ШТРАУС
г. Кемерово