В страну знаний – полный вперед!

8-1О пермской школе-интернате № 4 для детей с ограниченными возможностями здоровья

Нередко школу сравнивают с кораблем, который путешествует по стране знаний

В моем школьном детстве мы разучивали песню на стихи К. Ибряева «Школьный корабль».

И в сентябрьский день погожий,

И когда метет февраль,

Школа, школа, ты похожа

На корабль, плывущий вдаль.

Вот на такой корабль, в школу-интернат № 4 для детей с ограниченными возможностями здоровья занесла меня журналистская стезя. В школе учатся и проживают ребята с нарушениями речи, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Образование наряду с коррекцией дефекта ориентировано на усвоение обучающимися стандартных общеобразовательных программ и адаптацию к условиям современной жизни, создание основы осознанного выбора профессии.

История школы-интерната ведется с 1967 года, в 2017-м она отметит свой юбилей – 50 лет. Школа действительно напоминает корабль с капитаном, командой, уютными каютами, кают-компанией (столовой), камбузом (кухней). Здесь, словно на круго­светном лайнере, размещаются спортивный зал, теннисные столы, медицинский кабинет, библиотека, актовый зал, комната отдыха.

Самые главные пассажиры корабля – это мальчишки и девчонки, учащиеся школы-интерната. Пассажировместимость составляет 270 человек, среди них есть иногородние ребята из Нытвы, Кунгура, Добрянки, Полазны, Осы и других регионов Пермского края. Насколько комфорт­но нашим маленьким героям на этом корабле, ведь путешествие по стране знаний может составить пять, а для кого-то и все десять лет? Да и ребятки наши особенные.

Начнем с трапа. Школьный корабль оборудован удобным пандусом, с плавным подъемом и ступенями с поручнями для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Подняться на корабль самостоятельно им не составит большого труда. Двери легко открываются, дверные проемы и коридоры широкие. Перила лестниц по высоте разного уровня. Санузел оборудован современными поручнями, которые могут складываться и выдвигаться. Верхние и нижние ступени лестниц каждого пролета промаркированы яркой широкой полосой для слабовидящих обучающихся и их родителей. Классы оборудованы особыми партами, столешница их может регулироваться по высоте и наклону. Есть высокие парты для детей, которым трудно долго сидеть. На школьном корабле есть звуковые и световые информаторы, оборудована навигационная система для пожарной эвакуации, тактильные пиктограммы, навигаторы, выложена тактильная плитка, промаркированы дверные проемы.

Техническое оснащение корабля обеспечивает доступ участников образовательного процесса к информации. Оборудовано 20 автоматизированных рабочих мест. Имеются выход в Интернет, локальная компьютерная сеть. Такой корабль точно не заблудится в шторме информационного потока.

Корабельный врач внимательно следит за здоровьем каждого пассажира. Медицинское обслуживание осуществляют медицинские работники МУЗ ГДБ № 3 в соответствии с лицензией на медицинскую деятельность. Оборудован процедурный кабинет. На корабле есть все необходимые лекарства. Но пассажиры вовсе не собираются болеть, потому что самый любимый урок у них – физкультура. О популярности физического воспитания и индивидуальном подходе к каждому ученику говорят многочисленные спортивные кубки и медали с разных соревнований. Футбол, баскетбол, лыжи, дартс, легкая атлетика и многие другие виды спорта подчинились нашим героям. Трудолюбивые и целеустремленные, они по-настоящему знают цену победы, а каждый завоеванный ими кубок дает старт новым свершениям. Ежегодно ребята из школы-интерната № 4 становятся победителями Президентских игр для обучающихся с ОВЗ.

Для того чтобы у пассажиров нашего корабля были силы учиться и заниматься спортом, нужно хорошо питаться. Кают-компания (столовая) напоминает уютное кафе, столы просторные, рассчитаны на четырех человек.

«Дневные» жители кораб­ля ежедневно обеспечиваются бесплатным двухразовым горячим питанием. Те, кто круглосуточно проживает здесь, – бесплатным пятиразовым питанием. Каждый день все учащиеся получают фрукты.

Все учебные занятия проходят в первую половину дня. Далее проводятся логопедические занятия, занятия с педагогом-психологом, коррекционные занятия. Комплектуются группы с учетом общности дефекта, возраста детей и класса обучения.

На корабле ребятам некогда скучать. Дружная команда педагогов (40% имеют высшую категорию) и родители организуют тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины, массовые спортивные соревнования, познавательные игры, беседы, экскурсии. Особой популярностью в школе пользуется танцевальный кружок. Стало доброй традицией проводить конкурс бальных танцев с привлечением ребят всех групп. Занятия танцами дают удивительные результаты – улучшаются координация движений, ориентация в пространстве, музыкальный слух и ритм. Так, впервые выпускник (опорник) самостоятельно исполнил вальс на заключительном вечере.

В школе реализуются программы по городскому проекту «Профессиональные пробы». Одна из любимых остановок, куда причаливает корабль, – это «Мир профессий», где учащиеся встречаются с людьми разной профессиональной деятельности. Разработана специальная программа классных часов по профориентации «Мой выбор» (для учащихся 7-8-х классов). Школой-интернатом заключены договора на проведение профессиональных проб с социальными партнерами: «Центр занятости населения» Орджоникидзевского района, «Пермский техникум промышленных и информационных технологий», колледж «Оникс», «Пермский машиностроительный колледж», «Автотранспортный колледж», «Колледж технологий и дизайна». Группа старшеклассников была участником  региональной конференции «Фестиваль профессий» в ДЮШ, принимала участие в рамках городского проекта «Наставник», «Профессии-2020». Уже не первый год в летний период группа старшеклассников работает в трудовом лагере профессиональной направленности «Юный библиотекарь». В этом году две выпускницы школы работали в лагере пионервожатыми, а после получения аттестата поступили в педагогический колледж. Так профпроба помогла выбрать дальнейший профессио­нальный путь. Из 13 выпускников 2015–2016 гг. 13 поступили в колледжи г. Перми. Каждый, по сути, смог выбрать себе дело по душе, сойдя с корабля на «большую землю».

Что и говорить, на таком корабле, с такой дружной командой каждому пассажиру удобно и комфортно плыть в страну знаний и умений. Но ведь пройдет время, и нужно будет сойти с корабля и уже жить самостоятельно. Капитан корабля – директор школы-интерната Алексей Юрьевич Пьянков спокоен за своих выпускников. Ведь школа-интернат преподает им особые правила жизни: умение заботиться о себе и о близких, умение самоопределиться в жизни, способность правильно оценить себя. «Что у меня лучше всего получается? Что для меня посильно? Где я могу быть полезным? А какую работу я могу выполнять самостоятельно?» – на такие вопросы каждый выпускник интерната может дать ответ. Правильно оценив себя, он обязательно вырулит  и станет капитаном своей жизни.

А в перспективе у команды школы-интерната № 4 открыть адаптивную воскресную школу для детей с проблемами здоровья, стать консультационным центром помощи семьям, в которых подрастает ребенок с ОВЗ.

Ну что ж, в добрый путь, с началом нового учебного года, с новыми пассажирами и с интересными путешествиями по стране знаний!

Надежда ИВАНОВА