В поисках работы

13

Трудоустройство молодых инвалидов остается самой актуальной и злободневной темой. Редакция газеты «Здравствуй!» вновь поднимает ее на своих страницах. Возможно, с нашей подачи герою статьи удастся найти работу. Ведь мы в ответе за тех, о ком пишем.

С Андреем Паньковым мы встретились в небольшом выставочном зале библиотеки имени А.П. Чехова. Заодно Андрей прихватил с собой книги, чтобы сдать прочитанное и взять что-нибудь новенькое. Сейчас он менее загружен – есть возможность насладиться чтением. Андрей в этом году окончил Пермский государственный научно-исследовательский университет, механико-математический факультет с красным дипломом, в котором записано «Магистр информационных технологий».

Выбор профессии определила любовь к точным наукам благодаря преподавателям школы № 155, в которой Андрей обучался  одиннадцать лет. Начальную школу Андрей отзанимался на дому, а затем стал ходить в школу с поддержкой дедушки Николая Викторовича и бабушки Тамары Андреевны, которые каждый день отводили  внука в школу. В седьмом классе увлеченному математику учителя школы помогли собрать личный компьютер из «бэушных» материалов, на котором он печатал тексты, постигал азы информатики. После окончания школы был техникум, а после – поступление в университет.

В ПГНИУ Андрей учился по полной программе, хотя после техникума мог закончить «сокращенку». Цель одна – получить классическое университетское образование, познать азы философии, истории, экологии, усилить иностранный язык. Пытливый юноша серьезно занимается в научном обществе при факультете. На старшем курсе становится видеографом научного сообщества, снимает на камеру основные события. Цепкий взгляд, умение запечатлеть интересный момент у него наследственное, от дедушки, так он считает. Николай Владимирович много лет увлекался фотографией, тогда в расцвете были пленочные камеры.

Незаметно пролетели 6 лет учебы. На пороге выпускник со степенью магистра. У Андрея есть огромное желание работать по специальности и возможности для этого – знания, высшее образование, мобильность. Есть и все условия для работы на дому.

Почему сегодня Андрей не устроен? Вот уже несколько месяцев он в поисках работы. Какие шаги сделал молодой специалист для того, чтобы найти ее? Это и попытался выяснить наш корреспондент.

 

ПЕРВЫЙ ШАГ —  РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

В методичке ПГНИУ для абитуриентов записано: «… специалист, окончивший университет по специальности «Информационные системы и технологии», может работать везде, где требуется проектирование, создание и эксплуатация информационных систем: в муниципальной или региональной администрации, в банках, в коммерческих фирмах, на крупных заводах, на транспорте, на оборонных предприятиях».

На практике: очереди из предприятий, фирм, организаций за выпускниками с красным дипломом  не наблюдается. Было бы справедливо, если бы университет, столетие которого отмечается в этом году, отслеживал дальнейшую профессиональную судьбу выпускников с ограниченными возможностями здоровья, помогал трудоустроить их, делал бы для них рассылку, договаривался с предприятиями и фирмами, продвигал своих студентов-отличников. А ведь выпускники с красным дипломом – это золотой фонд университета, в том числе и Пермского края. Преподаватель, у которого Андрей писал дипломную работу, вел студентов последний год. По всей видимости, он не был заинтересован в трудоустройстве Андрея (скорее, это не входило в его задачу).

 

СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ —  ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ

Андрей, как продвинутый пользователь, зашел на сайт центра занятости.  Предприятия остро нуждаются лишь в рабочих специальностях (токари, слесари, электрики, швеи, а еще бухгалтера и т.д.).  Он не стал обращаться туда. Дело в том, что работодатели очень редко подают заявку через центр занятости на специальности, которые основываются на информационных технологиях. Достаточно им запустить требуемую вакансию через сеть Интернет, как сразу же пойдут резюме от соискателей. Андрей решил, что лучше искать предложение о работе самому на популярных Интернет-площадках.

 

ТРЕТИЙ ШАГ РАССЫЛКА РЕЗЮМЕ

Резюме  Андрея составлено четко и лаконично. Желаемая должность – «программист-разработчик, инженер», опыт работы – 4 года, знание языка – «читаю на английском профессиональную литературу», а также указаны: занятость, образование, график работы. В разделе «навыки» прописано, с какими информационными базами данных он умеет работать. Молодой специалист отлично владеет двумя самыми распространенными языками программирования и десять знает «со словарем». Не каждый опытный программист может похвастаться такими знаниями. Каждую неделю Андрей обновляет свое резюме на сайтах поиска работы.

 

СОБЕСЕДОВАНИЕ —  ОСНОВНОЙ ЭТАП

Нашего специалиста пригласили на собеседование в одно из очень перспективных предприятий. Его директора – бывшие выпускники университета. Андрей знает эту компанию, ехал туда с огромной надеждой,  был готов к любым вопросам.  После небольшого разговора ему предложили тестовое задание и дали для этого целых четыре дня. Но язык программирования, в котором Андрей должен был выполнить тест, в университете  преподавался только академически. Чтобы выполнить такое задание, нужно иметь несколько лет практики и заниматься только этим направлением. Зачем был дан такой тест, остается лишь догадываться. Он обязательно выполнит его, но результат теста может быть непредсказуем.

 

БЫТЬ ПОСТОЯННО В ТРЕНДЕ

Андрей не унывает. Он хочет работать, быть официально трудоустроенным. Он уверен, что обязательно найдет своего работодателя. Но для этого нужно не только рассылать резюме, но и сохранить те знания и практические навыки, которые он приобрел  в университете, самостоятельно изучать новые направления. Дипломная работа Андрея была посвящена профориентации. Он выполнял ее вместе со своей сестрой Анастасией, которая в это же время заканчивала философский факультет Пермского университета. Анастасия готовила тесты и таблицы – теоретическую основу, а Андрей писал  программу, чтобы, введя параметры, компьютер выдал информацию о профессиональной направленности заказчика. Созданный молодым специалистом программный продукт, я уверена, будет широко востребован на рынке образовательных услуг, и в будущем у Андрея появятся заказы от учреждений для повсеместного внедрения. Также Андрей создает программы для своего школьного учителя для тестовой проверки знаний учеников. Эти программы в несколько раз экономят время педагога и доступны для ребят с ограниченными возможностями здоровья.

Наша беседа подходила к концу. Шаги, которые мы обозначили в  поиске работы, – это только начало пути. Андрей, как настоящий программист, умеет думать в правильном направлении, чтобы находить решения для любых поставленных задач, быть инноватором. И задачу с трудоустройством он обязательно решит. Это лишь дело времени. Газета «Здравствуй!» обязательно продолжит эту тему на своих страницах.

Надежда ИВАНОВА