Уроки доброты продолжаются

4История проведения «Уроков доброты» представителями Пермской краевой организации Всероссийского общества инвалидов имеет давние корни.

В конце 90-х прошлого столетия Пермский край стал одним из трех пилотных регионов России (Краснодарский край и Республика Коми) по проведению данных уроков. Тогда, в далекие 90-е,  шесть молодых инвалидов из Пермского края прошли обучение в Москве и начали успешно проводить занятия по всему Пермскому краю. Только за первый год реализации проекта было проведено более 500 «уроков».

Сегодня, читая анкеты детей, с которыми проводились занятия по вопросам понимания инвалидности и взаимоотношения людей с инвалидностью и без нее, я вижу, как намного мы продвинулись вперед. Если 20 лет тому назад учащиеся школ вообще мало что представляли об инвалидах, то в настоящее время я с удовольствием отмечаю, что даже дошколята знают, для чего нужны пандусы и что вообще может облегчить жизнь инвалида.

Но проблемы остаются и в наше время, и главная из них – недоступность школ, недостаточный опыт педагогов в работе с детьми-инвалидами, недостаточная просвещенность родителей детей-инвалидов в сфере инклюзивного образования, отсутствие дружелюбной атмосферы в классах, что крайне важно для школьника-инвалида. Родители, не прошедшие в детстве «Уроков доброты», противодействуют совместному обучению своих здоровых детей с детьми-инвалидами. Тем самым наносят большой вред своим детям, наполняя их сердца равнодушием.

Что же это такое – уроки доброты? Разве можно научить доброте? Представьте себе, можно. И первый шаг к этому – понимание. Если ребёнку никогда в жизни не встречались люди с инвалидностью, то они могут вызвать страх и отторжение. Значит ли это, что ребёнок злой и плохо относится к людям с инвалидностью? Конечно, нет! Он просто ничего о них не знает. Наши «Уроки доброты» не похожи на обычные школьные занятия. Мы помогаем детям, во-первых, лучше узнать не совсем обычных детей, а во-вторых, попробовать встать на их место. Здесь используются интерактивные методы обучения – ролевые игры, опросы, обсуждения. Активное взаимодействие в игровом пространстве даёт ребятам прочувствовать на себе те ситуации, в которых может оказаться человек с инвалидностью. Во время обсуждения они самостоятельно делают выводы и делятся своими мыслями со своими сверстниками. «Уроки доброты» дают осознание того, что людей с инвалидностью можно и нужно воспринимать, как полноценных членов общества. С ними можно дружить, играть, общаться. Ребята приходят к пониманию, что все люди разные, но  каждый ценен по-своему.

Начался новый учебный год, и мы продолжим проведение «уроков доброты» в рамках выигранного нами  одноименного проекта в XVIII городском конкурсе социально значимых проектов «Город – это мы». Мы надеемся, что «уроки доброты» зай­мут свое достойное место в образовательных учреждениях, а значит, молодое поколение станет намного добрее.

Элла ФУРАЖКОВА
Зам. председателя ПКО ВОИ
руководитель проекта