Учись на чужих успехах

Накануне Международного дня  инвалидов в Пермском филиале Краснокамского политехнического техникума прошло мероприятие, посвященное этой дате

Министерство образования и науки Пермского края провело здесь конференцию по обеспечению доступности образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессио­нальных образовательных организациях.

Пленарное заседание было открыто выступлением Александра Анатольевича Наумова, кандидата педагогических наук, доцента кафедры социальной педагогики Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, который говорил об общих тенденциях и перспективах развития инклюзивного профессионального образования в России. А Людмила Александровна Одинцова рассказала  об организации образовательной деятельности по профессиональному обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов  в Пермском филиале Краснокамского техникума, который она представляла.

Центр социального развития «Краски жизни» разработал проект для категории пенсионеров «Компьютерная грамотность.  Виртуальное общение». О нем поведал директор организации Роман Владимирович Чудин. Встал вопрос: а кто может обучить основам пользования ИКТ пожилых людей? Зная, что в Пермском филиале Краснокамского технологического техникума обучают ребят по профессии «мастер по обработке цифровой информации», Центр пригласил  учреждение к сотрудничеству. В настоящее время реализация проекта проходит на  базе общественного центра  администрации Кировского района города Перми. В результате  пенсионеры получают основы компьютерной грамотности, обучаются умению пользоваться различными средствами коммуникационной  передачи информации, а студенты с отделения ОВЗ помогают им получить необходимые знания, умение  работы с компьютером, и при этом, обучая,  сами учатся, причем с каждым пожилым человеком занятие студенты проводят  индивидуально.

С 2009 года в пермском колледже «Оникс» ведется прием обучающихся из числа лиц с ОВЗ, не имеющих основного общего образования, по профессиям «токарь» и «слесарь». Более половины имеют группу инвалидности. С каждым годом все больше приходит детей с более тяжелыми нарушениями: с ДЦП,  синдромом Дауна, с аутизмом.

Это прозвучало в докладе преподавателя колледжа Натальи Степановны Ильиной. В 2011 году там был открыт прием на профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии «изготовитель художественных изделий из дерева (бересты)», с 2014 года – по профессии «портной». Обучающиеся с ОВЗ по программам курсовой подготовки по профессиям «токарь» и «слесарь», не имеющие физических нарушений в развитии, проходят практику на предприятиях города, успешно сдают итоговую аттестацию, и многие остаются работать на предприятиях. В колледже активно ведется работа по социализации данной категории детей: многие общие мероприятия проводятся для всех ребят без разграничений их уровня развития, формы обучения, специальностей и профессий. Ребята этой категории активно участвуют в различных мероприятиях колледжа: «Посвящение в студенты», «День колледжа», «Неделя молодого рабочего», «Зимние забавы», работают в мастер-классах, посещают выставки и экскурсии. Социализации таких детей, кроме всего прочего, способствует наличие в колледже педагогических специальностей, таких, как учитель изобразительного искусства, художник-мастер в области декоративно-прикладного искусства, педагог дополнительного образования. Студенты активно помогают ребятам, которые нуждаются в помощи, например, в столовой или при подъеме по лестницам, или провожают до транспорта, или на мероприятиях, если в этом появляется необходимость. Каждый вправе иметь образование, иметь друзей, иметь работу, жить в коллективе и быть востребованным в жизни независимо от возможностей.

Оживило работу конференции выступление преподавателя Татьяны Николаевны Пешиной и сурдопереводчика Светланы Григорьевны Вештемовой, сотрудников филиала Пермского филиала Краснокамского технологического тахникума. Доклад «Русский жестовый язык: из опыта работы со слабослышащими студентами» был похож на эстрадное выступление. Преподаватель произносила слово, а участники конференции должны были угадать, какой жест используют люди с проблемами слуха для его обозначения. Как будет «здравствуй», «умный», «интернет»? Иногда получалось правильно, а порой — забавно. После этого сурдопереводчик показывала верный вариант ответа.

Ольга Юрьевна Харламова, преподаватель Добрянского гуманитарно-технологического техникума им. П.И. Сюзева,  свой доклад посвятила организации дистанционного обучения лиц с ОВЗ, которое действует в этом учебном заведении. Свои рекомендации для работы с инвалидами дала Светлана Юрьевна Силина, психолог из Пермского агропромышленного техникума. О сетевом взаимодействии в рамках профессионального самоопределения говорила Наталья Валерьевна Калабина, заместитель директора пермской школы №155, где обучаются дети с ОВЗ. Об инновационных подходах в профессиональном обучении студентов-инвалидов рассказал Валерий Аркадьевич Казаков, преподаватель Краснокамского технологического техникума.

Половине участников конференции пришлось подняться, чтобы увидеть, чем завершается выступление Натальи Александровны Багаевой, преподавателя Пермского базового медицинского колледжа. Она со своей помощницей показала, чему учатся в заведении инвалиды — будущие специалисты по массажу. Они продемонстрировали, как проводится тайский массаж. Все выпускники колледжа, владеющие этим искусством, востребованы.

Завершилась конференция обсуждением результатов и подведением итогов.

Павел КИЧИГИН