Учим и учимся доброте

lessons2a

Идея проведения уроков доброты в школах города Губахи назревала давно

Руководитель Губахинского управления образования С. В. Баскакова поддержала инициативу Губахинского общества инвалидов ПКО ВОИ. Решили начать со школы № 15, в которой училась сама председатель общества. Завуч по воспитательной работе Т. Н. Гальцева и учитель начальных классов  А. В. Тихонова приняли эту идею с энтузиазмом и пониманием.

— И работа началась: встреча, обсуждение хода уроков. И вот назначен день. Очень волнуюсь, ведь это первый мой опыт выступления перед школьниками на уроке. Классный руководитель 5 «б» класса Татьяна Николаевна Гальцева представила меня как гостя, и мы все вместе начали рассуждать на темы, кто такие инвалиды, часто ли встречаете их, есть ли у кого они в семье. Ребята активно, с интересом участвовали в разыгрываемых ситуациях. Эмоционально рассказывали, как им было тяжело одной рукой снять кофту, еще тяжелее надеть, на одной ноге проделать ряд упражнений. Но больше всего их поразила азбука Брайля. Учитель предложила ребятам написать слово «МАМА» азбукой слепых и проткнуть ручкой с обратной стороны, а потом, перевернув, пальчиками нащупать и почувствовать, как это читать руками…

Я рассказывала о маломобильных группах населения, о том, что не только инвалидам нужны пандусы и прочие виды доступной среды.  А в конце каждого урока предлагалось посмотреть мультфильм «Макрополис» о сломанных игрушках, которые, преодолев много сложностей, все-таки находили своего покупателя. Мультик производил большое впечатление на ребят, мы долго его обсуждали и проводили параллели с реальной жизнью. В конце урока следовал вывод: доброта, внимание, помощь  нужны всем, а воспринимать инвалидов нужно, как равных.

Следующий класс был уже постарше – 7 «а» (классный руководитель Л. В. Ян-Фон-Тен). Как эти ребята, уже подростки, воспримут разговор об инвалидах и меня в частности? Да… Это уже не дети, вопросы и ответы глубокие, взвешенные, эмоции пока сдержанные. Этим ребятам я рассказала об уникальном пермском ансамбле танцев на колясках «Гротеск» и коллективе глухонемых певцов «Поющие руки», о девушке с парализованными руками, которая рисует прекрасные картины, держа кисточку губами. Посыпались вопросы.  Как и на первом уроке, смотрели мультфильм «Макрополис».  Вот здесь и происходило самое главное – дети замерли, а я уже не на экран смотрела, а наблюдала за лицами. У некоторых появились слезы (даже у мальчиков). Если честно, я не ожидала такой реакции. Моя душа вывернулась наизнанку. Даже немного растерялась, но замечательный учитель Татьяна Николаевна мудро и профессионально повела урок дальше. Я влюбилась в этих детей, душевных, интересных, неравнодушных.

Далее рассказала им про волонтерское движение, в котором они сразу захотели участвовать. Прозвенел звонок, но никто не расходился, задавали вопросы лично мне: как я оказалась на коляске, как привыкала к такой жизни, что мне помогло. А я, если признаться, боялась, что не поймут, будет им неинтересно. Даже стыдно за подобные мысли.

Наконец последний урок у малышей из 2«а» со своей классной мамой Анжеликой Васильевной Тихоновой, которая, к слову сказать, тоже очень переживала, что и как получится. Но у меня-то это уже третий урок! Теперь я ее поддерживала. Какие они все разные – наши дети! И такие замечательные! Малыши наперебой отвечали на вопросы о видах инвалидности, о приспособлениях. Немного стесняясь, разыгрывали ситуации. В отличие от старших, которые самостоятельно пытались все выполнить, эти ребятки старались помочь друг другу. Слушали меня  внимательно, удивлялись, сколько талантливых людей среди инвалидов. Мультик смотрели очень внимательно, тишина стояла в классе. Мне казалось удивительным, что эти  маленькие мальчики и девочки так правильно поняли смысл и задумку авторов мульт­фильма, даже не пришлось им ничего разъяснять. А еще приятно удивило, что они прекрасно понимают слово «толерантность»  – спасибо за это их учителю.  Дети наперебой рассказывали о себе, кем они хотят стать. Они хотели побольше узнать обо мне, вплоть до того, как я ложусь спать, как передвигаюсь дома, хожу ли в магазин, как живу в повседневной жизни. Я же как будто окунулась в детство. Смеялась вместе с детьми и шутила. А одна девочка попросила разрешения обнять и поцеловать меня. За один лишь урок дети приняли меня за свою.

Главное, что из всего поняла, что эти уроки необходимы. И для детей, и для меня. Спасибо им!

Наталья ШИРОКОВА
председатель ГОИ

Dobrota1