Территория доброты

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа для детей с ограниченными возможностями № 154»  создана в Перми, в микрорайоне Владимирский, в 1996 году.  За это время обучение в ней прошли почти четыре тысячи таких ребят. Три года назад школу возглавила Марина Юрьевна Жукова.

Не успела  войти в здание, как маленькая девчушка в очках бросилась навстречу: «У вас здесь мальчик или девочка учится?». Очевидно, ей очень хотелось познакомиться с «мамой» ученика, спросить что-то о нём. Услышав отрицательный ответ, общительная девочка бросилась с тем же вопросом к другой женщине. Мне кажется, такую картинку вряд ли я бы увидела в обычной школе.

Марина Юрьевна  соглашается:

—  В самом деле, дети здесь учатся  необыкновенные,  искренние, преданные, добрые. В школу ребята ходят с большим желанием, им нравится учиться, общаться со своими сверстниками. И они всегда ждут окончания каникул. Хотя, случается,  и шалят. Из-за нарушений эмоционально-волевой сферы, особенностей психофизического развития  дети  не всегда осознают, что с ними происходит.  На помощь приходят наши учителя, убежденные в том, что  такие дети могут получать образование на равных,  развиваться духовно, становиться в будущем  полноценной личностью, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезными обществу.  В нашей   школе сформирован стабильный  педагогический коллектив из  опытных учителей-профессионалов. Текучки нет. Школа укомплектована специалистами с дефектологическим образованием: коррекционное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями оказывают 58 педагогов, из них  два педагога-психолога, два педагога-логопеда, педагог-дефектолог, учитель ФК и ЛФК, учитель музыки и ритмики, педагоги дополнительного образования, воспитатель группы продленного дня, социальный педагог. Не каждый человек может прижиться в специальной школе, ведь у нашего педагога должно быть в несколько раз больше доброты, чуткости, внимания, терпения, милосердия, открытости.

Марина Юрьевна проводит для меня экскурсию по школе, расположенной в здании бывшего детского сада. В школе функционируют 14 учебных классов, есть кабинеты физики и химии с  лаборантскими,  кабинеты психолога, дефектолога, логопеда, зал подвижных игр, просторный актовый зал, библиотека, столовая, гардероб, медицинский и процедурный кабинеты. Классы здесь небольшие, по 12 человек, в то время как в общеобразовательных школах – по 25. Почти игрушечные столики, которые можно сдвигать вместе, по два, а можно ставить в круг, смотря какие занятия предполагаются.  В актовом зале проводятся занятия музыкой – я как раз застала здесь восьмиклассников, разучивающих новую песню. В школе созданы все условия, чтобы детям с ограниченными возможностями,  с нарушениями опорно-двигательного аппарата было легко передвигаться.  И в коридорах, и в местах общего пользования устроены перила и поручни, у входа в здание, само собой, пандус.

Школа довольно  хорошо оборудована технически. В каждом классе есть рабочее место педагога, оснащенное персональным компьютером, принтером, сканером, графическим планшетом. Кабинеты начальных классов имеют проекционное оборудование для создания и просмотра презентационных, фото- и видеоматериалов.   Кабинет информатики укомплектован 12 персональными компьютерами,  есть  «Смарт-борд» — это специальная сенсорная доска, позволяющая детям моментально передвинуть карточки, перенести слова из одной колонки в другую. Это развивает мелкую моторику. Такую же доску хотелось бы иметь и в кабинете физики и математики, биологии и химии.

С 2009 года в школе реализуется федеральный проект дистанционного образования для детей-инвалидов. Каждый ребёнок – а всего в проекте участвуют  40 школьников – имеет специально оборудованное рабочее место: с электронными микроскопами, датчиками, конструктором «Лего».  Это необходимо для того, чтобы ребёнок мог получать весь спектр образовательных услуг и к тому же социально адаптироваться. В этом году в школе появится кружок робототехники. Планируется закупить соответствующее оборудование, чтобы учащиеся могли программировать, конструировать роботов, участвовать в соревнованиях на различных уровнях.

Ребята из 154-й школы принимают активное участие в районных, городских мероприятиях, как спортивных, так и творческих. Занимают призовые места в шашечных турнирах, пулевой стрельбе, лёгкой атлетике, плавании, дартсе. Участвуют в городском конкурсе «Речецветик»,  танцевальном конкурсе среди коррекционных образовательных учреждений, чемпионате по интеллектуальным играм, экологической игре «Я познаю мир».

Особенно же в школе гордятся тем, что в минувшем году ученицу
10-го класса Дашу Гейбатову выбрали факелоносцем олимпийского огня. Единственную из всей учащейся молодёжи Пермского края!

Одним словом, у ребят есть возможность выразить себя, реализовать свои способности – тут и лепка, и выжигание, и шитьё, и вязание.  Кстати, эти занятия — не только самовыражение, но и коррекция имеющихся  особенностей развития.

Нельзя не сказать и о том, что педагоги находятся в тесном контакте с родителями: есть орган общественного самоуправления — управляющий совет, есть родительские комитеты классов. Дважды  в год, в октябре и апреле, проводятся общешкольные родительские собрания, на которых решаются вопросы организации учебно-воспитательного процесса, связанные с привлечением родителей. В марте проходит День открытых дверей, на который приглашаются папы-мамы будущих первоклассников. Все внеклассные мероприятия – посещение выставок, театров, концертов, планетария – также происходят с их участием. Как говорит Марина Юрьевна, «родители – полноправные участники образовательного процесса, наши помощники и союзники».

Окончив школу, ребята поступают в самые разные учебные заведения: в техникум отраслевых технологий,  в финансово-экономический колледж, в краевой колледж «Оникс», в училище под Кунгуром —  в посёлке  Садо-Ягодный, —  где учатся на садовода, архивариуса. А Сергей Доронин, единственный из всех одиннадцатиклассников сдававший ЕГЭ и показавший хорошие результаты, поступил в педагогический университет.

— Общение многих ребят с педагогами не прекращается и после школы, — говорит в заключение Марина Юрьевна Жукова. – И родители, и выпускники  скучают по школе, звонят и приходят к нам в гости, поддерживают  добрые отношения с учителями. Это самые настоящие дружеские связи, которые не рвутся годами.  Наверное, потому, что учителя вкладывают  в детей много души, и сами дети оставляют в этих стенах частичку своей души.  Всем детям, которые у нас учатся сейчас, я желаю успехов в учёбе, здоровья,  и чтобы их школьные годы были трогательными, запоминающимися,  приносящими только радость!

Ирина ГИЛЁВА