Спрашивайте – отвечаем

— Обязана ли организация, в которой работает более 100 человек, выделять (создавать) рабочие места для инвалидов в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и квотой, установленной законодательством субъекта Российской Федерации, при отсутствии у этой организации возможности создать (выделить) рабочие места для инвалидов, ввиду того, что по итогам проведенной в организации аттестации рабочих мест условия труда на 100% рабочих мест признаны вредными (класс условий труда 3.3 по всем должностям испециальностям).

— Учитывая, что все рабочие места в организации имеют класс условий труда 3.3, то есть признаны вредными, организация не имеет возможности и не обязана выделять (создавать) рабочие места для инвалидов согласно прописанному в Законе. Согласно п. 4.2 «Гигиенических требований к условиям труда инвалидов. Санитарные правила СП 2.2.9.2510-09», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30 (далее – СП 2.2.9.2510-09), противопоказанными для трудоустройства инвалидов являются условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигие­нические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомство, и условия труда, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

Необходимость учета СП 2.2.9.2510-09 обусловлена тем, что их целью являются: предотвращение или сведение к минимуму негативных последствий применения труда инвалидов в условиях производства, создание гигиенически безопасных условий труда, сохранение здоровья указанного контингента работников на основе комплексной санитарно-эпидемиологической оценки профессионального риска и вредных факторов производственной среды и трудового процесса.

Таким образом, если организация докажет, что она не имеет возможности создать рабочее место для инвалида, поскольку условия труда в организации являются вредными с классом условий труда 3.3 по всем должностям и специальностям, то она освобождается от обязанности, указанной в ст. 21 Закона, что также подтверждается судебной практикой (Апелляционное определение Омского областного суда от 07.03.2012 по делу
№ 33-1271/2012).

 

— В организации имеется квота на трудоустройство инвалидов, для которых созданы специальные рабочие места. Вправе ли работодатель на такое рабочее место на период поиска кандидата принять работника-неинвалида?

— В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон) работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников.

Под квотой для приема на работу инвалидов понимается минимальное количество рабочих мест, созданных или зарезервированных для трудоустройства инвалидов. Причем часть квотированных рабочих мест для инвалидов должна быть специально оборудована.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов – рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями посредством установки пандусов, световых кнопок вызова, специального программного обеспечения с включением субтитров, диктофоном, управлением для клавиатуры, экранной лупой, расширением дверных проемов и тому подобного, с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности (ст. 22 Закона).

Вопрос о возможности трудоустройства на специальное рабочее место гражданина, не являющегося инвалидом, на период поиска кандидата-инвалида законодательством не урегулирован. С одной стороны, работодатель как собственник производства, будучи заинтересованным в бесперебойном осуществлении хозяйственной деятельности, должен иметь возможность самостоятельно принимать решение о трудоустройстве граждан, не имеющих ограничений способности к трудовой деятельности, на специальные рабочие места при условии, что инвалиды не изъявляют желания работать в данной организации. С другой стороны, предоставление работодателю такой возможности способно свести к минимуму эффект квотирования, лишает его стимула как можно быстрее трудоустроить на специальное рабочее место инвалида. А с учетом того, что рабочее  место создается и оснащается специально для трудоустройства инвалидов, полагаем, что работодатель не вправе принять на него работника-неинвалида на период поиска кандидатов из числа инвалидов.

 

— После прохождения медицинского осмотра работнику установили инвалидность II группы и предоставили индивидуальную программу реабилитации, в соответствии с которой он не может выполнять прежние должностные обязанности. В связи с этим работодатель принял решение о переводе работника на нижеоплачиваемую работу. Работник не согласен.

Каким документом следует оформить отказ работника от предлагаемой работы? Предусмотрена ли ответственность работодателя в случае, если данный работник, отказавшись от  индивидуальной программы реабилитации, продолжает работать на прежней работе?

— Если работнику по состоянию здоровья противопоказана выполняемая им работа, работодатель в силу ч. 1 ст. 73 Трудового кодекса РФ обязан перевести такого работника с его согласия на другую, в том числе нижеоплачиваемую, имеющуюся у него работу.

Следует иметь в виду, что в силу ст. 73 ТК РФ работодатель обязан предпринять меры по трудоустройству работника, которому противопоказана работа по состоянию здоровья. Он должен предложить такому работнику имеющуюся у него работу, соответствующую требованиям, предусмотренным медицинским заключением.

Работник вправе согласиться на перевод на другую работу, предложенную ему в порядке трудоустройства, либо отказаться от него.

В случае согласия работника на перевод на другую работу с ним заключается дополнительное соглашение к трудовому договору, которым определяются все изменения, вызванные сменой работы.

В случае отказа работника от перевода на другую работу трудовой договор прекращается по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, с выплатой двухнедельного пособия. Выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается работнику при расторжении трудового договора в соответствии с ч. 3 ст. 178 ТК РФ.

Отказ работника от перевода на другую работу, необходимую ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, оформляется соответствующим актом. Работодатель вправе (но не обязан) предупредить работника о составлении акта об отказе от работы, предложенной ему в порядке трудоустройства, ознакомить его с содержанием составленного акта.

Допуск работника к работе, противопоказанной ему по состоянию здоровья, запрещен. Невыполнение работодателем обязанности по отстранению (недопущению) такого работника от работы нарушает требования ст. 76 ТК РФ и служит основанием для привлечения работодателя к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.