Спрашивайте – отвечаем

Вопрос:

Какие документы требуются для предоставления работнику выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом? Какие новые нормативные акты изменили данный порядок?

Ответ:

Согласно новым Правилам предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 № 1048 (далее — Правила) изменен перечень документов для предоставления работнику выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом. Вместо справки из органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении, теперь требуются документы, подтверждающие место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида.

В соответствии с п. 3 Правил (вступили в силу 24.10.2014) работник обязан представить работодателю следующие документы:

а) справку, подтверждающую факт установления инвалидности, выданную бюро (главным бюро, Федеральным бюро) медико-социальной экспертизы;

б) документы, подтверждающие место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида;

в) свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка либо документ, подтверждающий установление опеки, попечительства над ребенком-инвалидом;

г) справку с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы или использованы частично, либо справку с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что от этого родителя (опекуна, попечителя) не поступало заявление о предоставлении ему в этом же календарном месяце дополнительных оплачиваемых выходных дней. Такая справка не требуется в случаях, указанных в п. 5 Правил. Данная справка представляется в оригинале.

Если один из родителей (опекунов, попечителей) не состоит в трудовых отношениях либо является индивидуальным предпринимателем, адвокатом, нотариусом, занимающимся частной практикой, или иным лицом, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, членом зарегистрированных в установленном порядке семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, родитель (опекун, попечитель), состоящий в трудовых отношениях, представляет работодателю документы (их копии), подтверждающие указанные факты, при каждом обращении с заявлением (п. 4 Правил).

Если имеется документальное подтверждение факта смерти другого родителя (опекуна, попечителя), признания его безвестно отсутствующим, лишения (ограничения) родительских прав, лишения свободы, пребывания его в служебной командировке свыше одного календарного месяца или других обстоятельств, свидетельствующих о том, что другой родитель (опекун, попечитель) не может осуществлять уход за ребенком-инвалидом, а также если один из родителей (опекунов, попечителей) уклоняется от воспитания ребенка-инвалида, справка, указанная в пп. «г» п. 3 Правил, не представляется (п. 5 Правил).

Таким образом, в случае если справка с места работы другого родителя не представляется, то требуется подтвердить документами причину непредставления указанной справки.

Вместо справки из органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении, ранее представляемой согласно Разъяснению Минтруда России № 3, ФСС РФ № 02-18/05-2256 от 04.04.2000 «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами», утвержденному Постановлением Минтруда России № 26, ФСС РФ № 34 от 04.04.2000, теперь требуются документы, подтверждающие место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида.

Вопрос:

Работница ушла в очередной оплачиваемый отпуск, во время которого написала заявление о предоставлении дополнительных дней для ухода за ребенком-инвалидом, желая, чтобы дополнительные дни были предоставлены сразу после окончания очередного отпуска. Работница при этом отказывается представить подтверждение, что второй родитель не использовал данные дни. Вправе ли работодатель отказать ей в предоставлении дополнительных дней отпуска в указанное в заявлении время?

Ответ:

Работодатель вправе отказать работнице в предоставлении дополнительных дней отпуска по уходу за ребенком-инвалидом в случае, если она отказывается представлять справку о том, что второй родитель не использовал данные дни.

В соответствии со ст. 262 Трудового кодекса РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению.

На основании ст. 262 ТК РФ и пп. «г» п. 3 Правил предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 г. № 1048 (далее — Правила), работник должен представить справку с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы или использованы частично, либо справку с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что от этого родителя (опекуна, попечителя) не поступало заявления о предоставлении ему в этом же календарном месяце дополнительных оплачиваемых выходных дней.

Если имеется документальное подтверждение факта смерти другого родителя (опекуна, попечителя), признания его безвестно отсутствующим, лишения (ограничения) родительских прав, лишения свободы, пребывания его в служебной командировке свыше одного календарного месяца или других обстоятельств, свидетельствующих о том, что другой родитель (опекун, попечитель) не может осуществлять уход за ребенком-инвалидом, а также если один из родителей (опекунов, попечителей) уклоняется от воспитания ребенка-инвалида, данная справка не представляется (п. 5 Правил).

Кроме того, дополнительные выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом не предоставляются во время: очередного ежегодного оплачиваемого отпуска; отпуска без сохранения заработной платы; отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. При этом у другого работающего родителя сохраняется право на дополнительный оплачиваемый выходной день (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних»). Также в указанном пункте Постановления Пленума Верховного Суда РФ указано, что, если один из родителей ребенка состоит в трудовых отношениях с работодателем, а другой в таких отношениях не состоит или самостоятельно обеспечивает себя работой (например, индивидуальный предприниматель), дополнительные выходные дни предоставляются родителю, состоящему в трудовых отношениях с работодателем, при предъявлении им документа, подтверждающего, что другой родитель в трудовых отношениях не состоит либо является лицом, самостоятельно обеспечивающим себя работой.

В связи с этим отказ работодателя в предоставлении такой работнице выходных дней будет правомерным.

Вопрос:

В организации работают мать и отец ребенка-инвалида. Мать заболела и временно нетрудоспособна. Может ли организация отказать отцу в дополнительных днях по уходу за ребенком-инвалидом?

Ответ:

Временная нетрудоспособность одного из работников (матери или отца) не лишает другого работника права на использование дополнительных оплачиваемых выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.

Таким образом, отказать отцу в дополнительных днях организация не может.

Постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 № 1048 «О порядке предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами» утверждены Правила предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.

В соответствии с п. п. 6, 7 и 9 указанных Правил, если одним из родителей (опекуном, попечителем) дополнительные оплачиваемые выходные дни в календарном месяце использованы частично, другому родителю (опекуну, попечителю) в этом же календарном месяце предоставляются оставшиеся дополнительные оплачиваемые выходные дни.

Дополнительные оплачиваемые выходные дни не предоставляются родителю (опекуну, попечителю) в период его очередного ежегодного оплачиваемого отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. При этом у другого родителя (опекуна, попечителя) сохраняется право на четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня.

Дополнительные оплачиваемые выходные дни, предоставленные, но не использованные в календарном месяце родителем (опекуном, попечителем) в связи с его временной нетрудоспособностью, предоставляются ему в этом же календарном месяце (при условии окончания временной нетрудоспособности в указанном календарном месяце и предъявления листка нетрудоспособности).

Таким образом, отказать отцу в дополнительных днях организация не может.