Список есть – работы нету

В Кировском районе Перми состоялась рабочая встреча представителей Министерства образования,  Министерства социального развития, Агентства по занятости населения Пермского края, руководителей учреждений среднего профессионального образования,  общественных организаций, Торгово-промышленной палаты и работодателей с целью определения путей дальнейшего взаимодействия при решении проблемы трудоустройства инвалидов.

Встреча проходила в Пермском филиале краевого государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Краснокамский политехнический техникум», который является  базовой площадкой Министерства образования по работе с детьми-инвалидами. Исполняющая обязанности директора техникума Людмила Александровна Бакшаева доложила, что на начало учебного года в филиале учился 101 подросток с ограниченными физическими возможностями, из которых 47 являлись инвалидами. После нынешнего январского выпуска это количество уменьшилось. Работа с ребятами, имеющими физические ограничения, идет здесь с 1995 года.

Руководитель филиала Ольга Викторовна Челнокова провела экскурсию по мастерским и учебным помещениям учреждения. Показала, какие имеются возможности для обучения ребят с инвалидностью. Представила штатного сурдопереводчика.

В техникуме учатся слабовидящие, слабослышащие, глухие и с проблемами опорно-двигательного аппарата. На каждом этаже главного здания  — бегущая строка, сигнальные маячки, огни, мнемосхемы, тактильные плитки и метки, поручни для передвижения. Имеются подъемник, тренажерный зал для лечебной физкультуры, а также оборудованные для инвалидов туалетные комнаты. На первом этаже терминал с информацией о техникуме, где можно познакомиться с любой интересующей темой.

Преподаватель по обработке цифровой информации Валерий Аркадьевич Казаков рассказал о том, как организован учебный процесс для подростков с ОВЗ. Познакомил гостей с оборудованием, как, например, многофункциональный компьютерный центр, у которого клавиши со специальными пластиковыми накладками для увеличения размера, и трекбол, заменяющий мышку. Имеются специальные столы для опорников. Гости посетили мастерские, в которых обучают будущих портных и архивариусов. В каждой группе — до пятнадцати человек, не больше. При этом по окончании учебы трудоустраиваются только 25–30 процентов.

Именно эта проблема стала основной темой рабочей встречи, которая последовала сразу после экскурсии. Модератором мероприятия выступил Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Владимирович Миков.

Слово было предоставлено Илье Валерьевичу Бочарову, начальнику управления профессионального образования Министерства образования Пермского края:

– Пермский край находится на неплохих позициях по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Прием в профессиональные образовательные заведения увеличивается ежегодно. Мы берем всех выпускников коррекционных школ, пода­ющих заявление на дальнейшее обу­чение в образовательных заведениях. В 53 учреждениях ребята обучаются по 27 профессиям и специальностям, с получением диплома. Ежегодно решаем вопрос по доступной среде в шести учебных заведениях края. К числу базовых учебных заведений относится Пермский филиал Краснокамского техникума, скоро подобные профессиональные колледжи появятся в Лысьве и Чусовом.

С 2016 года Пермский край стал участником конкурсов профессионального мастерства для детей с ОВЗ. Мы провели региональное соревнование, и наши участники заняли призовые места на национальном  конкурсе.

Началось обсуждение вопроса. Говорилось о том, что оборудование, на котором учатся инвалиды, не всегда соответствуют тому уровню, который ждет их на производстве. Ответ был суровым: финансовые ресурсы сегодня позволяют только один реальный выход — выносить практику на площадку работодателей. В который раз отмечалось, что малый и средний бизнес не принимает на работу молодых людей с инвалидностью.

В разговор вступила директор департамента профессионального развития пермской Торгово-промышленной палаты Юлия Леонидовна Зинченко: где работодатель может получить информацию о выпускниках-инвалидах, чтобы ознакомиться с требованиями и ограничениями?

Оказалось, электронно-справочное издание невозможно из-за противоречий закону о персональных данных. Остается одно: сегодня работодателю надо напрямую сотрудничать по этому вопросу с учебными учреждениями, которые обучают молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Заключать соглашения о целевой подготовке специалистов. Или делать заказ в министерство образования на нужных специалистов. Но тут же прозвучало возражение: сегодняшний бизнес столь нестабильный, что не может делать долгосрочное планирование. Поэтому нужна более оперативная информация.

Выступил Олег Анатольевич Корепанов, начальник отдела трудоустройства и специальных программ Агентства по занятости населения Пермского края. В этом году планируется создать 71 одно рабочее место, на каждое будет выделено 73 тысячи рублей — для приобретения и монтажа оборудования, на работу одного инвалида в течение года. В рамках программы на создание собственного дела выделяется 107 тысяч рублей, для чего необходимо представить и защитить бизнес-план. В минувшем году открыть свое дело смогли всего три человека. В решении проблемы специалистам может помочь федеральный портал «Работа в России» с рубрикой «Закон для инвалидов». Что сегодня нужно для решения проблемы? С одной стороны, стимулирование работодателей, с другой — психологическая готовность инвалида работать.  При этом возникает еще одна проблема:  не все сообщают работодателю о своей инвалидности. Агентство подписало с министерством образования регламент взаимодействия о сопровождении выпускников-инвалидов колледжей и техникумов после окончания учебы до устройства на работу.

Директор департамента профессионального развития Пермской Торгово-промышленной палаты сообщила, что компенсация зарплат инвалидам в Ленинградской области доходит до 500 тысяч рублей на полтора года. При этом Пермь тоже входит в десятку регионов-доноров, но суммы, выделяемые на организацию рабочего места, несопоставимы.

Выступавшие предложили проводить день открытых дверей для предпринимателей в образовательных учреждениях. Говорилось о том, что учреждениям нужно проявлять активность и трудоустраивать своих выпускников не только на частные предприятия, но и в организации государственного сектора.

Светлана Анатольевна Калина, директор благотворительного фонда «Социальная деревня «Светлая» для людей с ограниченными возможностями, отметила, что государственная поддержка трудоустройства инвалидов незначительна, поэтому нужно работать с бизнесом. Но анкетирование предпринимателей показало, что только десять процентов готовы принять на работу людей с ОВЗ. Значит, психологическая поддержка нужна не только инвалидам, но и предпринимателям, которым надо объяснять выгоду от работы с молодыми инвалидами, которые не курят, не пьют и готовы при необходимости работать во вне­урочное время.

– Человеку с ограниченными физическими возможностями необходимо проявлять готовность работать, он должен дорожить рабочим местом и не злоупотреблять льготами, – высказал свое мнение  руководитель Пермского отделения Всероссийского общества слепых Николай Александрович Бухавцев.

В перерыве на вопросы корреспондента газеты «Здравствуй!» ответил Павел Миков:

– Мы имеем список профессий, по которым могут обучаться дети с инвалидностью. Но еще пять лет назад его вообще не было! Федеральное министерство образования и науки такой список утвердило – большая часть специальностей списка не требует высокой квалификации. А ведь инвалиды разные:  есть ментальщики, которых достаточно обучить простым навыкам. Но дети с этими заболеваниями обучаются редко — в этом техникуме, например, получил специальность только один подросток-аутист. Получить специальность с синдромом Дауна сложно.  Потому что требуется индивидуальное обучение. А есть ребята с сохранным интеллектом, с общим заболеванием, например, которые могут выполнять более сложную работу, но им предлагают выбор в рамках списка. В этом еще одна проблема.

Представители Пермской краевой организации ВОИ Элла Юрьевна Фуражкова и Наталья Алексеевна Бражко акцентировали внимание на том, что бизнес необходимо мотивировать, иначе проблему не решить.  Например, заниматься арендой рабочих мест для инвалидов, как это практикуется в других регионах страны.

На рабочей встрече говорили о работе для инвалидов. Возможности есть, если их искать.

Юрий АСЛАНЬЯН