Спасатели

В последние годы все чаще говорят об интеграции инвалидов в общество. Пожалуй, подобный призыв становится неким своеобразным клише. А если вдуматься? Ну и что с того, если мы приведем «не такого» человека в обычное, физически здоровое общество?  Реакция последует разная, но ее суть наверняка сведется к некоему дистанцированию. Повседневно, не общаясь, не пытаясь понять «не такого, как все», чем он живет, что беспокоит, радует, — ни о каком сближении, или интеграции, не может быть и речи. Стало быть, необходим иной путь, чтобы возникло понимание: нужен целый переворот в сознании – перезагрузка, говоря современным языком.

Взять хотя бы такой эпизод, который может подвести к далеко идущему выводу, к некоему самоанализу и изменению вектора взгляда и оценки. Молодая мама о своем «не таком» ребенке рассказывала горячо, искренне, с  любовью, и смысл ее откровения сводился к определенному и неоспоримому факту: только ее малыш помог расставить все свои жизненные приоритеты. Почувствовать по-особенному смысл всей жизни до и после, понять свое назначение. Жизнь стала восприниматься прекрасным (!) даром, а собственное дитя – солнышком и отнюдь не карой.

Кто-то подумает, что, мол, в этом такого? Просто проснулся обычный материнский инстинкт, который и перевернул все на свете.

…Или другой пример. Успешный человек, журналист, сделав материал об интернате для инвалидов, превратился в завсегдатая этого заведения. И знакомых, и друзей стал туда приводить, устраивать праздники, заниматься  с детьми, научился разбирать неловкую и нечеткую речь детей и видеть другую особенность – не физическую непохожесть, а глубинную, нравственную основу, незамутненность, искренность, бесхитростность, чистоту, перед которой грех жить, ловча и приспосабливаясь…

Или ситуация, о которой я нередко вспоминаю с этаким  чувством неловкости. Будучи за рубежом, оказалась на не сов­сем рядовом обеде, который устроили состоятельные спонсоры для глубоко больных молодых людей, которые, похоже, не только не говорили и не понимали речь, но воспринимали окружающее каким-то своим чувством – шестым или восьмым. И для таких вот неадекватных, с подвязанными слюнявчиками на хорошем парадном наряде (опять же подаренном спонсорами), с нечленораздельными дикими возгласами-воплями то ли радости, то ли еще чего – для них был устроен банкет. В голове не укладывалось: зачем? Кому нужна подобная мистификация?  Кого-то удивить?  Или для самоутверждения? Думала об этом я так и этак. И все-таки через какое-то время не смогла удержаться от своего, похоже, бестактного вопроса:  зачем все это?  На что после недоуменного молчания последовало короткое и емкое:  «Но ведь они же – люди!»

…Наряду с естественным к ним состраданием не сразу дошло понимание того, что именно эти слабые, больные люди, которые тяжело достаются родным, близким, требуют отвлечения внимания на себя (отвлечения от радостей, развлечения и т.п.), что именно они и есть наши спасатели. Именно они помогают расставить свои приоритеты истинного и ложного. Именно «не такие» заставляют нас задуматься о многих явлениях. Увидев же свои личные возможности, использовать их с большей отдачей и результатом. Как реактив помогает определить исходные данные определенной субстанции, так и этот «другой», «не такой» мир помогает словно просветленным взглядом посмотреть на свое окружение, сориентироваться в этом мире и найти свою тропу к самому себе. Чтобы жить так, как привито нам с детства высказыванием героя романа Николая Островского «Как закалялась сталь»: «Чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…»

Возможно, кто-то подумает, прочтя мои рассуждения, что тем самым я взываю к опеке, милосердию, состраданию. Не совсем так. Потому что я хочу, чтобы на проблемы инвалидов смотрели, как на путь очищения и гуманизации самого общества. Лишь чуткий, откликающийся человек будет подходить к любому делу не с позиций «формата», «услуг», прагматичной схоластики, а с настроем гуманиста. И за СНИПами, за любой работой прежде всего видеть в потребителе Человека. Разного, в том числе такого, кому требуется, чтобы его увидели, а не исключали. И тогда не будет этой самой борьбы за безбарьерную среду, а будет просто среда. В которой всем станет жить комфортно, где научатся слушать, видеть, понимать и станут готовы поддержать и помочь. Именно «не такие» помогут спасти все общество от самопожирания и разрушения.

Галина ДУБНИКОВА