Расскажи, о чём молчишь

Представьте, будто на улице к вам подходит глухонемой человек и просит что-то ему объяснить. Как вы поступите? Попробуете ли помочь? Наверное, многие выберут этот вариант. Что вполне логично. Современное общество уже давно разделило людей на «здоровых» и «с отклонениями». Часто две эти негласные категории не пересекаются друг с другом. И это неправильно! Но как изменить ситуацию? Совместно с подопечными Всероссийского общества глухих мы провели в нашем городе эксперимент под названием «Общение на равных».

Мы решили показать людям, что разные возможности здоровья не помеха для общения. Для проведения мероприятия нам требовалось четыре участника: два глухонемых человека и два художника. С первыми проблем не возникло – желающих было достаточно много. Со вторыми дела обстояли намного хуже: многие отказывались от участия, узнав суть задания. Имена художников стали известны лишь за несколько дней до самого эксперимента.

И вот ученицы школы № 2 Ирина Крошко и Наталья Елисеева в роли художников в назначенное время приходят в общество глухих, где знакомятся со своими напарниками. Наталья Елисеева решает работать с глухонемым Алексеем Литвиным, Ирина Крошко – с Гульзирой Заболотней.

Пока художницы раскладывают на столах листы бумаги, акварель, кисти и карандаши, организаторы показывают глухонемым заранее подготовленную картину. Их задача – с помощью жестов и мимики рассказать художницам то, что изображено на рисунке. Девушки по описанию должны воспроизвести это на листе бумаги.

Картина несложная: два берега реки, которые соединяются мостом. На одном берегу растет дерево, а по небу летают птицы. Интересно, будут ли итоговые работы школьниц похожи на первоначальный вариант?

Для чистоты эксперимента девушки рассаживаются в разных комнатах. Вдруг будут подглядывать?! Пары начинают работать.

Удивительно, но Ирина Крошко с первой попытки понимает, что показывает ей Гульзира: мост через реку. Интересуюсь у девушки, приходилось ли ей когда-нибудь общаться с глухонемым человеком. Получаю отрицательный ответ. На листе появляются первые штрихи, Гульзира внимательно наблюдает за работой художницы.

У второй пары – Натальи и Алексея – возникает трудность: девушка никак не может понять, что ей хочет рассказать Алексей. После нескольких попыток Наталья дает правильный ответ и приступает к наброскам.

Тем временем у Ирины и Гульзиры уже появляются отчетливые пейзажные элементы: деревья, мост, два берега. Гульзира громко хлопает в ладоши, чтобы привлечь внимание юной художницы. Девушка поднимает глаза. Гульзира машет руками, как бы пытаясь сказать: «Смотри, я лечу». Ирина предполагает, что ее напарница изображает птицу. Утвердительно киваю головой. Девушка вновь погружается в работу…

А вот и у Натальи вырисовывается картина. Девушка берет в руки кисточку, Алексей показывает, какие нужно использовать цвета.

Пока Наташа работает, интересуюсь, планирует ли девушка связать свою жизнь с искусством. Как оказалось, Ирина и Наташа не только одноклас­сницы. Они – подруги по жизни: вместе окончили художественную школу, а теперь собираются поступать в один университет в Екатеринбурге. Наталья хочет попробовать себя в направлении «Дизайн среды», Ирина мечтает учиться на факультете графического дизайна.

За разговорами время пролетает незаметно. Практически одновременно девушки заканчивают свои пейзажи. На счет «раз, два, три» художницы показывают друг другу работы. Удивительно, насколько разные получились картины! Их работы совершенно уникальны и противоположны, несмотря на то, что элементы одни и те же. Девушки просят показать картину, которую в начале эксперимента показали глухонемым. Художницы смеются: их воображение рисовало совершенно другие пейзажи.

Гульзира и Алексей с неподдельным интересом рассматривают картины. Через несколько минут они начинают хлопать в ладоши и показывать с помощью жеста: работа – супер! На лицах девушек появляются улыбки. Художницы предлагают взять напарникам работы на память. Подопечные общества глухих благодарят Ирину и Наталью.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать: эксперимент удался! Безусловно, были трудности, но главное, это не помешало девушкам работать с глухонемыми людьми. Школьницы признались, этот день запомнится им надолго. Спрашиваю, как относятся их одноклассники к людям с ограниченными возможностями здоровья. Девушки отвечают: «Равнодушно». А затем поясняют: когда ты живешь в своей среде, разговариваешь с людьми на одном языке, то никогда не задумываешься о том, что где-то точно так же, но по-своему общаются другие. Важно, что девушки поняли: язык жестов несложен. Стоит лишь только сосредоточиться, и тогда многое станет понятным. Не нужно избегать общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья, не нужно быть равнодушным к ним – им есть что рассказать!

Ирина Попкова-Ахматшина
Лысьва

МНЕНИЯ

 

Ирина Крошко:

— В начале были сомнения: вдруг не справлюсь?! Очень переживала, получится ли у меня понять то, что изображают глухонемые. Все страхи исчезли, когда приступили к работе. Во время эксперимента я не испытала каких-либо трудностей, наоборот, общение было на равных. Мы прекрасно понимали друг друга.

Восприятие у каждого человека свое. Глухонемые больше представляли и описывали не сам пейзаж, а элементы. Их жесты были похожи на движения, которые показывает мама маленькому ребенку. Например, машет руками в разные стороны – так летают птицы. Когда пришло время работать с красками, я замешкалась: какое время суток и время года должно быть на рисунке? Но Гульзира показывала, какие цвета нужно использовать.

Я думаю, очень важно проводить такие эксперименты в городе. Это сближает людей с разными возможностями здоровья, учит нас понимать других. Этот опыт мне, уверена, пригодится. Возможно, что когда-нибудь ко мне на улице подойдет слабослышащий человек и спросит дорогу. Теперь я точно смогу ему это объяснить!

Наталья  Елисеева:

— Это был для меня первый и интересный опыт в общении с людьми с ограниченными возможностями. Поначалу мне было трудно понять, что хочет сказать Алексей. Ни с первого, ни со второго раза я не смогла понять, что молодой человек показывает мост. Ему пришлось несколько раз изображать, как идет по мосту… Только после этого я догадалась. Наше представление о картине было разное: Алексей показывал то, что видел он, а мое изображение рисовало уже свою картину. С моей стороны было неправильно то, что я не уточнила у напарника некоторые элементы. Например, время суток.

 

Гульзира Заболотняя:

— Для меня показать что-либо жестами – привычное дело. Было интересно посмотреть, сможет ли девушка, которая в первый раз общается с глухим человеком, понять меня. Ирина сразу же поняла, что я хотела ей сказать, и начала рисовать. У нее получился прекрасный пейзаж! Ирина – очень талантливая художница! Успехов ей!

 

Алексей Литвин:

— Очень непривычно общаться с человеком, который не понимает язык жестов. Это был интересный эксперимент. Картина, которая получилась у Наташи, мне безумно понравилась! Необычная техника рисования и как итог – прекрасная работа юной художницы!