Ради жизни и красоты

Krasota

Сошлись два кадра в памяти. Первый – 14-летней давности. В переполненном вестибюле Дворца ВОС по какому-то событию собралось полно народу. Инвалиды разного «калибра» — из ВОС, ВОГ, ВОИ. Какие-то официальные лица, просто сопровождающие здоровые. Тут же работает буфет – кто-то чем-то лакомится, дети-непоседы устраивают догонялки. И вот объявляют танцевальный номер на колясках. Никто ничего о подобном не слыхал. Выходит руководитель на угол образовавшегося пространства-площадки, и появляются танцоры. Не помню, что они танцевали. Запомнился лишь розовый цвет платьев, косыночки, несколько знакомых лиц исполнителей – Л. Трубниковой, В. Механошина и общее представление о танцах на колясках – так, нечто вроде упражнений. Очень уж все самодеятельным показалось, какие-то резкие движения, все больше невпопад. Короче, никаких эмоций, или говоря современным языком, не зацепило.

И вот через 15 лет не то что кадр – а предстал перед полным залом зрителей Дома народного творчества полноценный, разноплановый, яркий концерт. Все тот же организатор, руководитель, хореограф – Екатерина Манохина. Значительно увеличилось число участников – до 19 человек. Разнообразный репертуар, в котором классика, народные танцы, латино-американские, — т.е. все классы, что заявляются на соревнованиях самого высокого международного уровня. Многоцветная гамма костюмов, опять же незаурядных, соответствующих характеру танца, как эмоциональная их составляющая. Все гармонично-изысканно, все завораживает с первой минуты появления танцоров на сцене – от костюма, обуви, украшений, макияжа до графики движений. То ли это танец на военную тему под мелодию «Синего платочка» –  девочки в цветных платьицах с синими платочками. Или номер классический: танцоры в белых туниках с рукавами-крыльями, их движения – та же мелодия. То ли танец всего коллектива – этакий бурлеск, в ритмах прерий и погони.

Лирика, напряженная драматургия номера, гротеск, игра-лукавство, безудержное веселье – все прочитывается в танцах, которые показали нам исполнители ансамбля танцев на колясках «Гротеск».

Приближающееся 15-летие коллектива совпало с  выступлением приехавших гостей из Америки – коллектива «Революшен денс». Двое исполнителей на колясках и здоровые танцоры показали свои возможности в интегрированных номерах философского плана. Пластика, акробатика, рисунок фигур, в которых как аксессуар выступала коляска, и сам по себе ансамбль инвалидов и здоровых – все вместе по своему воплощению выглядело неким особым жанром, отличным от характера номеров «Гротеска». А потому органично сочеталось с многообразием номеров концерта.

Многое произошло за эти 15 лет не только в стране, в городе, но и в жизни коллектива, в судьбах его участников. Кто-то не выдержал нагрузки. А она действительно требует воли, выносливости, терпения и умения не поддаваться славе, званиям, титулам – звездности. За эти годы состоялось множество соревнований и показательных выступлений как в России,  так и на европейском, и на мировом уровнях. Так что нашим танцорам равно выступать и на обу­строенном, мирового уровня танцполе, и на клубной сцене какого-либо районного городка, поселка нашего края.

За этот период сложились семьи, родились дети. Показательным в этом плане стал номер «Дочки-матери». Здоровые либо мамы, либо дети в дуэте со своими самыми родными, что в колясках – опять же с мамами или детьми, под чувствительную музыку и удивительно мягкий, трогательно-ласковый, если можно так сказать, рисунок движений дуэтов – являли не то что пасторальную, скорее некую ангельскую симфонию танца. Все – и взрослые, и дети – в белых развевающихся платьях-туниках создавали определенную драматургию любви, доброты, счастья и единения.

Этот номер красноречивее всяких громких слов говорит о вечном и непреходящем, без каких бы то ни было различий и скидок на физическую немощь. А еще – о той самой интеграции, к  которой взывают, о безбарьерности чувств вне зависимости от здоровья, да просто о торжестве жизни.

Многое коллективу и каждому его участнику пришлось и приходится преодолевать, чтобы некогда робкая заинтересованность переросла в неистребимую увлеченность, ставшую сутью и смыслом судьбы. Во имя этого и терпение, и силы откуда-то появляются. Увы, не обходят их ни болезни, осложнения, ни новые «болячки». Возраст тоже дает о себе знать. Но появляется смена, приходят молодые ребята, обычно в сопровождении родителей, которые готовы к лишениям и трудностям преодоления. Четыре колясочника решились на переезд из районных городов края на съемные квартиры в Перми! На сложные проблемы с добиранием на тренировки – не всегда работают социальное такси и «газель» с подъемником. «Гротесковцы» -­автовладельцы подхватывают кого-то, но ведь багажник не резиновый, чтобы вместить все коляски.

И все-таки, несмотря на массу сложностей, все преодолимо, потому что с ними всегда рядом, во главе особенный человек – их командир, капитан, наставник, друг, их мама, не говоря о море возложенных обстоятельствами и собственной готовностью их брать на себя обязательств. Речь идет о хореографе и тренере Екатерине Валерьевне Манохиной. Все участники объединены ею, как мастером-виртуозом, в единое целое. Ее увлеченность разделяют и муж, и двое прекрасных сыновей, готовых в любую минуту помочь, разделить, поддержать.

Проделана громадная работа, появились в коллективе мастера спорта, кандидаты в мастера спорта, обладатели золотых, серебряных и бронзовых медалей самого высокого достоинства. Наконец, появилась своя «крыша» в Доме народного творчества, своя комната, где можно тренироваться, устроить гардеробную для множества костюмов, держать танцевальные коляски. Ансамбль «Гротеск» знают далеко за пределами Пермского края, его приглашают в другие страны для проведения мастер-классов. И солисты ансамб­ля готовы сорваться в любую минуту, не считаясь с собственным состоянием здоровья.

Наконец, пора назвать этих самоотверженных людей и обозначить репертуар.

— Одни из самых первых, – слово Екатерине Манохиной: –  Ксения Гиниятуллина, Рузанна Казарян, Алексей Фотин, Людмила Трубникова, Петр Смирнов, Ольга Борисова, Роман Энс. Потом пришли в коллектив Владимир Механошин, Юлия Ившина, Константин Сосунов, Елена Шиляева. После юбилейного 2010 года в ансамбле появился Павел Кравченко, Раушан Тагиров, Надежда Ванюкова, Елена Замыслова. После выступления в Сочи – Людмила Морозова, Артем Колышкин, Наталья Ракитина, Александр Корягин.

Танцевальные номера, которые входят в репертуар ансамбля танцев на колясках «Гротеск», перечислить очень сложно. Есть такие танцы, которые успешно забыты как зрителями, так и самими танцорами, а есть и такие, которые танцоры готовы вспомнить, «отработать» и показать на концерте. Например, «Ин танго», «Цыганский», «Кадриль». На последнем концерте было несколько премьер – «Синий платочек», «Колыбельная», «Романс», первый раз на сцене ПДНТ был исполнен «Русский танец». Есть в репертуаре коллектива номера, которые, к сожалению, могут быть исполнены только на большой площадке с паркетным полом. Например, танец «Огонь» под композицию Ванессы Мей. Его могли видеть спортсмены Пермского края на балу олимпийцев в конце 2014 года. Сейчас, когда на международных  соревнованиях стал развиваться новый вид соревнований – фристайл – свободный стиль, в репертуаре ансамб­ля появилось много индивидуальных и парных  номеров: «Анастасия», «Пеппи», «Девка по саду ходила»  и другие.

Дина ГАЛИНА