Пусть меня научат

В этом году в Перми откроются
новые учебные мастерские
для молодых людей с ментальными проблемами

 02-17-13

В декабрьском выпуске газеты «Здравствуй!» в статье «Как найти свое место в жизни?» мы затронули тему трудоустройства ребят, закончивших коррекционную школу со справкой. Речь шла о мальчике-выпускнике с ментальными нарушениями, о его будущем. В продолжение этой темы у нас появилась новая информация.

Действительно, по мнению экспертов и представителей общественных организаций, люди с ментальной инвалидностью являются одной из самых незащищенных групп граждан, так как буквально на каждом шагу их необходимо направлять. Простроен путь до среднего специального образования (в лучшем случае), а дальше человек с ментальной инвалидностью оказывается невостребованным нигде.  Рынок труда для него закрыт. Работники центров занятости лишь разводят руками: «Решение проблемы трудоустройства, которые подходят для людей с одними типами инвалидности, не могут быть применены в отношении людей с ментальной инвалидностью». По словам специалистов, оказание содействия таким людям в трудоустройстве – очень серьезная проблема, которая требует тщательной и детальной проработки на всех уровнях.

Есть ли выход из данной ситуации?

Опыт некоторых стран, в частности Германии, свидетельствует о том, что трудовая занятость таких инвалидов возможна через организацию специальных рабочих мест – трудовых мастерских, где они смогут выполнять простейшие операции совместно с инструкторами (мастерами).

В декабре 2016 года в городском психологическом центре состоялся круглый стол «Профессиональное самоопределение детей с ограниченными возможностями здоровья», в работе которого приняли участие представители департамента образования, коррекционных образовательных учреждений города Перми, городского психологического центра. С опытом работы по профессиональному самоопределению инвалидов выступили гости из города-побратима Дуйсбурга (Германия): руководитель благотворительного общества «Жизненное пространство» Сара Гютлер, руководитель международного отдела администрации города Дуйсбурга Хайке Маус и Норберт Гатц – сотрудник мастерской для инвалидов. Ими был показан фильм о том, как работают и живут люди с ментальными нарушениями у них и как организованы для них мастерские и дома для проживания.

Положительные изменения есть и в Перми. Благотворительный фонд «Деревня «Светлая», руководит которым Светлана Анатольевна Калина, стал победителем четвертого конкурса по выделению грантов некоммерческим неправительственным организациям на реализацию социально значимых проектов с проектом «Учебные мастерские». Благодаря этому проекту у фонда появились дополнительные возможности реализации профессионального самоопределения молодых инвалидов с ментальными нарушениями, обеспечения их занятости и дальнейшего трудоустройства.

Реализация данного проекта начинается с января 2017 года. Панируется создание двух учебных мастерских. Одна из них – ткацкая мастерская с десятью станками ручного и ножного типов. Другая – мастерская по плетению из бересты. На данном этапе рассматриваются варианты помещений, подготовка их под мастерские, приобретение ткацкого оборудования и материалов (нитки для ткачества, береста для плетения). Психологическую помощь в организации работы учебных мастерских будет оказывать Центр психолого-медико-социального сопровождения города Перми (Комсомольский проспект, 84а). Именно на его базе планируется открытие учебных мастерских. Первое, на что будет направлена работа психологического центра, – это тщательная диагностика тех, кто будет обучаться, а затем и работать в мастерских. Дело в том, что не все «ментальники» способны выполнять однообразную работу, не все обладают усидчивостью и устойчивым вниманием. Кто-то предпочитает физическую работу. Встречаются  и такие, что боятся большого скопления людей, хорошо работают в небольших группах. На каждого «особенного» работника психологами центра будет заведена диагностическая карта, в которой будут  прописаны все его особенности, связанные с конкретной трудовой деятельностью. Все сотрудники учебных мастерских пройдут обучение на базе психологического центра по психологии и особенности поведения людей с ментальными нарушениями.

Второе направление проекта «Учебные мастерские» — создание базы данных молодых людей, желающих работать, и базы данных работодателей, которые могут предоставить рабочие места для людей с ментальными проблемами. «Этим людям удобнее было бы работать рядом с домом, их надо учить работать и трудоустраивать в небольшие магазины, кафе, управляющие компании. Из них получаются хорошие хозяйки зала, помощники повара, уборщики территорий, грузчики и другие работники, только им нужен добрый, ответственный наставник», — так считает Светлана Анатольевна, председатель фонда.  Чтобы снять подчас ложные стереотипы о людях с ментальными проблемами, планируется информационно-просветительская работа с работодателями.   Знакомство с наставником  предполагается «в ручном режиме», то есть в присутствии  сопровождающего лица (родителя, психолога или представителя фонда). Первое время возможно  кураторство над молодым человеком. Все зависит от сложности выполняемой работы, а также адаптивного периода.

Проект «Учебные мастерские» только начинает свою работу, а у председателя фонда уже новые планы на будущее. Например, из учебных мастерских создать настоящие производственные, где каждый работник получал бы заработную плату. Для этого нужны новые проекты, новые социальные партнеры, важен опыт России и Дуйсбурга, а также информационная поддержка, ведь главная цель, которую преследует благотворительный фонд «Деревня «Светлая», – гарантия востребованности этой категории людей.

Жизнь меняется, начало решения проблемы положено. И у нашего молодого человека, о котором мы писали, появился реальный шанс найти свое место в жизни.

Надежда ИВАНОВА