Проверки на дорогах

5 мая 2017 года Пермская краевая организация Всероссийского общества инвалидов в большинстве территорий Пермского края и во всех районах краевой столицы провела единую акцию, в рамках которой была проверена доступность общественного транспорта и парковочных мест для инвалидов.

Акция такого рода проводилась ПКО ВОИ впервые. Подготовка к мероприятию шла серьезная, в ней принимали участие все сотрудники организации. Символом акции стали банты со слоганом «Вместе мы сможем больше».

Для проверок на дорогах были созданы три группы. В первую вошли сотрудники организации Роза Аксиленко (на инвалидной коляске) и Ляйсан Батырова, а также студентка-практикантка из педагогического колледжа Софья Надымова   и директор АНО  «Ресурсно-информационный центр «Доступная среда» Сергей Жбанов.

На остановке «Ул. Борчанинова» нужный транспорт, идущий в сторону Перми II,  ждали 15 минут. Конечно, в направлении вокзала автобусы курсируют чаще, но колясочник может попасть только в низкопольный автобус, в котором есть откидной пандус.  Наконец подошел автобус маршрута №15. Сразу возникла проблема: водитель не опустил аппарель для въезда коляски с инвалидом. А кнопка вызова водителя, которая находится справа от двери, не работала. На просьбу решить проблему кондуктор тоже никак не отреагировала — она растерялась, было видно, что женщина не знает, как повести себя в такой ситуации. Ляйсан Батырова пошла по салону  к водителю — в это время он захлопнул дверь и поехал, оставив коляску с инвалидом на остановке. Но после того, как к нему обратилась Ляйсан Батырова, остановился, вышел и опустил аппарель.

«Если бы Роза была одна, то уехать в такой ситуации она бы не смогла. Вообще кнопка вызова должна работать, чтобы водитель знал, что нужно выйти и помочь инвалиду попасть в салон. Такая же схема действует в случае с мамочками и детскими колясками. Помогать – это входит в обязанности водителя», — прокомментировал ситуацию Сергей Жбанов.

Проверяющие смотрели, как реагируют водители на людей в колясках, замеряли высоту остановочных площадок (по нормативу она должна быть 20 см), наблюдали, насколько близко подъезжает к ним автобус.  При этом раздавали листовки с информацией о правилах доступного транспорта. От вокзала группа должна была двинуться на автобусе маршрута №1. Посмотрели, остановка не оборудована, аппарелей у автобусов нет, поэтому нужен был  низкопольный транспорт. Он подъехал, но у него не оказалось пандуса. Пришлось заезжать под приличным углом. В салоне автобуса, как и в предыдущем случае, было специальное место для инвалидов. Проблем с размещением не возникло. Здесь все нормально,  даже кондуктор присоединилась к акции — скотчем прикрепила листовку в салоне автобуса. Но на Цент­ральном рынке остановка никак не была адаптирована под возможности маломобильных людей.  Без посторонней помощи на коляске это сделать невозможно. На остановке «Ул. Пушкина» трамваи 11-го маршрута оказались с высокими ступенями. А если ставить аппарель, то подъем настолько крут, что даже сопровождающему  не закатить коляску с инвалидом, не говоря о самостоятельном подъеме. Низкопольный трамвай ждали 40 минут! При этом остановочной площадки тоже не было.

Доехали до остановки «ЦУМ» — остановочная площадка есть, поэтому вышли без проблем, хотя аппарель все равно пришлось спускать. Водитель отреагировал быстро. На троллейбусе 5-го маршрута двинулись обратно. Водитель вышла, чтобы помочь, но что-то недовольно пробурчала при этом. Видимо, решили члены группы, так она поздравила с Днем защиты прав инвалидов. На выходе опустили аппарель самостоятельно, в троллейбусе это сделать оказалось легче, чем в автобусе или трамвае. Большинство листовок пассажиры и прохожие брали, но были и такие, которые сразу отказывались, словно от всего открещиваясь.

Вторая группа экспертов — пешая, но с человеком, который передвигается с тростью, — сотрудником ПКО ВОИ Анжеликой Антонюк. Ее сопровождали сотрудники организации Елена Король, Наталья Тудвасева и студентка-практикантка Любовь Кобелева.

Проверяли, как добираются жители Ленинского района до поликлиники на улице Малой Ямской на автобусе 67-го маршрута, на котором надо было доехать с улицы Борчанинова до улицы Сибирской. Отошли подальше, чтобы не привлекать внимания, – на остановке оставалась только Анжелика Владимировна с тростью. Переднюю дверь перед женщиной просто не открыли. Она стояла перед ней, но водитель все равно не открыл. Устал, видимо, или совсем замерз. Более того, остановился далеко от площадки. Член группы Елена Король залетела в салон и сквозь толпу продралась к нему: «Откройте переднюю дверь, там инвалид!» К ней присоединилась кондуктор. Только тогда величественный водитель пошевелился. Передняя дверь была такой узкой, что не всякий пролезет в нее. Места были заняты — и никто инвалиду с тростью не предложил сесть. Пассажиры оказались такими же «внимательными», как водитель.  Сиденья возвышались так, что человеку с тростью на них просто было не подняться. Казалось, всё и все были против инвалида в день защиты его прав. На обратном пути автобус того же маршрута, в который села группа, подъехал прямо к остановке, а на других остановках, заметили, останавливался далеко. Увидев фотоаппарат, кондуктор тут же нашла место для инвалида — свое место. Никто не встал.  Жвачное равнодушие животного.  Трудно дается человеку человечность.

Выяснилось, во многих автобусах отсутствуют места для инвалидов, которые размещаются в передней части салона. Или они находятся на недоступном возвышении.

— А можно мне бантик вместо листовки? – спросила одна женщина. Елена Король сняла с себя и подарила ей зеленую ленту с лозунгом «Вместе мы сможем больше. ВОИ». С листовкой, конечно.

Проверяющие оплачивали свой проезд и сохранили билеты, на память. Пришли к выводу, что если на колясочников все-таки реагировали (в трех случаях из четырех), то на опорников никто и никак. А ведь у нас есть и другие, чьи недуги в глаза просто не бросаются.

Третья группа во главе с председателем ПКО ВОИ Надеждой Романовой  с заместителем Эллой Фуражковой проверяла парковки. Один из проверяющих — инвалид на машине Александр Корягин, из ансамбля спортивного танца «Гротеск». Проехали по улице Ленина — у крупных организаций (Сбербанк, библиотека им. Горького, Ростелеком) вообще нет парковок для инвалидов, а остальные заняты. Инвалид припарковаться не сможет. При этом 10 процентов парковок обязаны быть именно такими. А сами машины инвалидов вносятся в реестр транспортных средств инвалидов и пользуются бесплатной парковкой в зоне платных парковок.

На парковке  у торгового центра «Колизей» знаков парковки для инвалидов нет — нашли только остатки разметки, напоминающей, что когда-то такая была. По ул. Куйбышева парковки имелись, но они уже были заняты машинами со знаком «инвалид».  То же самое по ул. Луначарского в зоне платных парковок – они тоже были заняты машинами инвалидов! Нашли только одно свободное место. Так же выглядела улица Сибирская. А у оперного театра места для инвалидов были заняты восьмью машинами инвалидов из девяти стоявших! Появилось такое ощущение, будто в центре города живут и работают одни инвалиды. Особенно оно усилилось, когда выехали из зоны платной парковки — автомобили для инвалидов куда-то исчезли. Видимо, вопрос, который возникает, нужно адресовать к администрации города, которая формирует реестр транспортных средств инвалидов.

У ЦУМа проверяющие разложили листовки на машины, которые незаконно заняли места для инвалидов, и начали раздавать их прохожим, сфотографировали. На улице Ленина, вне зоны платной парковки, не нашли ни одного знака парковки для инвалидов, ни у драмтеатра, ни в других местах — только у администрации района. Проехали дальше — в микрорайон Парковый. У гипермаркета  «Лента» оказалась очень большая парковка с местами для инвалидов. Поговорили с пожилым инвалидом с тросточкой, у которого на машине не было соответствующего знака. Все инвалидные места были незаконно заняты другими машинами. Оставили на них листовки. Но при этом были и свободные места.

— Там знаки мест для инвалидов стоят неправильно — их видно только тогда, когда ты уже припарковался, — отметила Надежда Анатольевна Романова, имеющая большой опыт вождения машины.

Произошло разбирательство с охраной гипермаркета, которая заявила, что на частной территории распространять листовки нельзя. Зато можно нарушать правила дорожного движения — ответили проверяющие. Обошлось без жертв. Разошлись мирно. Правда, без поздравлений с Днем защиты прав инвалидов.

Подумалось, если уровень доступности транспорта является таким в краевом центре, то можно представить, что творится в районах края.

Юрий АСЛАНЬЯН

Пермь, Мотовилихинский район

5 мая 2017 года Мотовилихинская районная организация ПКО ВОИ провела акцию «Доступная среда». Ее мы начали у торгового центра «ГУДВИН» (г. Пермь, ул. Уральская, 63). Порадовало наличие парковочных знаков для инвалидов, в то время как их не было у зданий соцзащиты, пенсионного фонда, налоговой инспекции, стоматологической поликлиники на ул. Студенческой, возле здания общества инвалидов по ул. Дружбы 12, у крупных торговых центров, поликлиник и других мест, посещаемых инвалидами. Огорчило то, что парковочные места были заняты…

Далее мы попытались доехать на трамвае от остановки «Ул. Грачёва» до «Ул. Ушинского». Самостоятельно нам не удалось справиться.

Пришлось делать пересадку с трамвая маршрута № 8 на трамвай маршрута № 7 в Разгуляе, преодолевая препятствия из неровно уложенных рельсов. На суде же департамент транспорта заявил, что всё у нас замечательно! В иске инвалидам необходимо отказать – и ведь в большинстве требований отказали.

Увы, ни о какой доступности говорить не приходится. А хочется поблагодарить отзывчивых людей, которые помогали нам осуществить эту поездку, ни кондукторы, ни водители помощи не оказали.

Зато замечательной оказалась дорога к автобусной остановке. И низкопольный автобус 16-го маршрута подошел. Без помощи всё равно не обошлись. А жаль, хороший автобус. И водитель хороший, на всех последующих остановках останавливался близко к бордюру, что не могло не порадовать  мам с колясками.

Вот и финал нашей акции – мы у здания общества инвалидов. Только вот машина встала как-то неправильно, сложно проехать на коляске, чтобы её не поцарапать. Да и припарковаться негде, всё места машинами заняты…

От всего сердца благодарю всех, кто нам помогал! Особенно Светлану Катыреву за замечательные снимки.

Елена Владимировна КРОТОВА
председатель  МРО ПКО ВОИ

 

ГУБАХА

В Губахе в акции приняли участие Губахинское городское общество Пермского краевого общества Всероссийского общества инвалидов, отдел социальной политики и отдел градостроительства администрации городского округа «Город Губаха», активисты первичных организаций – всего 12 человек.

Проверено  5 рейсовых автобусов — ни один не оборудован для маломобильных групп населения. В автобусах нет маркировки с обозначением мест «для детей и инвалидов». Ответ кондуктора: «Обращайтесь к начальству». В одном из автобусов  на просьбу помочь колясочнику услышали грубость со стороны кондуктора, и дверь закрылась перед нами.

Автостанция и площадь – современные остановочные пункты, подъезды пригодны для низкопольных автобусов, но нет подъезда к самим пунктам с пешеходных дорожек. Посреди тротуара на углу, перед спуском, стоит фонарный столб, создавая препятствие колясочнику-инвалиду. Окошечко кассы для продажи билетов со знаком «инвалид» закрыто и заставлено изнутри приборами и папками. На просьбу открыть окно для продажи билетов отреагировали с трудом. Получив разрешение, волонтеры вывесили листовки.

Остановки «Больница» и «ДК «Северный» на тротуарах, подъезд на коляске не затруднен, но для низкопольного  транспорта не оборудованы. Из 5 парковок на 3 из них есть парковочные места для инвалидов. Только на одной парковке место было занято, на двух свободны.

На стоянке возле банка и магазина «Диалог» парковочные места были заняты. Что заставляет самозванцев подстраиваться под инвалидов? Жадность, которой нет предела, желание забрать себе те крохи, которые принадлежат инвалиду? Находятся лжеинвалиды, которые подделывают справки или пользуются справками родственника инвалида. Большинство водителей с пониманием отнеслись к инватеме, но самозванцы, внушившие себе, что наглость – это второе счастье, не брезгуют ничем. В погоне за чужими льготами они в любой момент могут занять наше место, только уже став инвалидом.

Возле банка знак «парковка для инвалида» был испорчен унизительной подрисовкой.

Принцип равных прав и возможностей заключается не только в пандусах и программах, а в первую очередь в неравнодушии, уважении и умении видеть и понимать друг друга. И это тоже наше право.

Наталья ШИРОКОВА

Карагай

Активисты местного общества людей с ОВЗ при участии корреспондента газеты «Приобвинский край» провели акцию «Доступная среда», в ходе которой жителям Карагая раздавали листовки, имеющие цель привлечь внимание к проблемам людей с ОВЗ и стараться помогать им. Кроме того, акция давала возможность проверить, смогут ли люди с ОВЗ самостоятельно войти в здания и проверить доступность транспорта.

В результате выяснилось, что инвалиды-колясочники едва ли самостоятельно смогут преодолеть крутой пандус у здания редакции, а если все же доберутся по нему до двери районной администрации, то не смогут развернуться на коляске и открыть дверь без риска скатиться по ступенькам лестницы. Доступность других административных и культурных объектов мы не проверяли.

Но если в «присутственные» места в наше время, в век интернета, можно обратиться и без личного присутствия, то выезжать в другие деревни, села, города человеку все же иногда необходимо. Как выяснилось, инвалиды-колясочники (даже с сопровождением) не смогут взойти в местные автобусы да и междугородные тоже. Не приспособлены они для них. Водитель одного из таких автобусов, озабоченный тем, чтобы не завезти в салон даже пустую инвалидную коляску, сказал, что это не городской автобус, а транспорт, который он водит, сделан не в нашей стране и для перевозки инвалидов-колясочников не предназначен.

Таким же «непредназначенным» оказался и местный автобус (водитель разговаривал с нами через поднятое оконное стекло и, пока говорил, все отворачивался (видимо, не поставил прививку от заразной инвалидности), коляска в салон въехать не смогла, настолько узкими оказались двери. Вот и получается, что для того, чтобы куда-то поехать, колясочникам надо нанимать индивидуальный транспорт. Некоторые из колясочников его, правда, имеют. И у каждого общественного здания для них предусмотрительно обустроена площадка для парковки со специальным знаком. Но она редко бывает свободной, еще реже на этом месте действительно припаркован автомобиль человека с ОВЗ.

И последнее, о чем хотелось бы сказать, – о реакции людей на небольшую вступительную речь к проводимой акции председателя общества инвалидов Н.В. Файзуллиной и в целом на мероприятие: люди отворачивались, а листовки выбрасывали. Значит, не до каждого мы смогли достучаться.

Припоминая известную фразу известного персонажа известного автора, скажем, что человек не только внезапно смертен, он еще и внезапно «инвалиден». Как тогда захотите, чтобы относились к вам?

Любовь СЫСОЕВА