Профессия: мастер своего дела

master

Есть в учебных учреждениях края такие мастера, которые стали  для своих воспитанников близкими и надежными людьми

Мастер производственного обучения, педагог способен навсегда определить судьбу молодого человека с ограниченными возможностями здоровья. Наталья Степановна Ильина шла к своей профессии долго, но целенаправленно.

— Сегодня ко мне приходят учиться ребята, среди которых встречаются не знающие, где на линейке 0 находится, — говорит она, — приходится показывать им, откуда ведется отсчет миллиметров.

Наталья выросла в поселке Верх-Лысьва Верещагинского района. Отец работал бухгалтером, мать — заведующей клубом. Обслуживающему труду, которому девочек обучали в школе, она предпочла технический труд, ушла с одноклассницами в мастерскую, где преподавали мальчикам. Там она изготавливала скалки и разделочные доски, занималась резьбой и  росписью по дереву. Научилась работать на деревообрабатывающих станках, а также кисточкой и стамеской. В аттестате — четыре «четверки», остальные – «пятерки».

После школы поступила в пермское педагогическое училище № 4, как тогда называлось учебное учреждение, известное сегодня как пермский краевой колледж «Оникс».  Ей хотелось делать красивые вещи и учить этому других. Получила специальность «учитель технологии» и диплом с отличием.

Вышла замуж. Родила сына. Трудовую деятельность в колледже начала с должности библиотекаря, была лаборантом, секретарем директора, потом поступила на факультет педагогики и психологии детства Пермского государственного гуманитарного педагогического университета, который окончила в позапрошлом году, получив специальность учителя-логопеда.

Сегодня Наталья Степановна – мастер производственного обучения, занимается с учащимися художественной обработкой бересты, является председателем предметно-цикловой комиссии коррекционно-развивающих дисциплин. Работает с инвалидами, выпускниками коррекционных школ 7-го и 8-го вида. За этими сухими словами — фантастический мир, параллельный всем остальным.

В прошлом году у неё был первый выпуск — колледж окончили две группы ребят с ограниченными возможностями здоровья.  Срок обучения — два года. Она преподавала им проектирование и технологию изготовления художественных изделий из бересты. Сначала учила их делать самые простые вещи — берестяные бусы, ободки, аппликации. Затем пошли изделия посложнее — прорезная береста для декоративного оформления ваз, шкатулок и прочего, а также изготовление украшений — кулонов, сережек, браслетов.

Казалось бы, чего тут сложного, если не помнить, что это дети с различными видами умственной отсталости, аутизмом,  детским церебральным параличом и синдромом Дауна. У большинства учащихся большие проблемы с мелкой моторикой рук.  Не все диагнозы известны педагогам, поскольку разглашению не подлежат.

Конечно, в колледж принимают не всех желающих, а только тех, кто по состоянию здоровья обучению все-таки поддается. И все равно преодолеть расстояние между инвалидом и педагогом бывает очень и очень сложно.

Большинство ребят приходят сюда, не пройдя вообще никакой социализации. Встречаются с глубокой умственной отсталостью. «Как тебя зовут?» — спрашивает Наталья Степановна. «Я», — отвечает учащийся. «Как твоя фамилия?» — спрашивает она. «Сережа», — отвечает тот. Обучение начинать приходится с азов — необходимо научить их разговаривать и  понимать других.

При этом работа с берестой порой требует ювелирной точности, художественного и абстрактного воображения. Сложные работы удаются не всем, а у других нет и желания — есть такие, которые могут нагрубить мастеру. Существует  и такая проблема.

Но те же ребята с ДЦП могут понимать абсолютно все и быть предельно трудолюбивыми. Одна такая первокурсница не только успешно осваивает программу, но успевает и сверх того, записываясь в разные кружки.

Другая живет в своем собственном мире – как найти с ней общий язык? Мастер производственного обучения Ильина делает это с помощью труда, ведь девочка все понимает и все исполняет, хотя ни с кем не разговаривает. Она хорошо плетет, делает аппликации, рисунки и витражи. Были такие, от которых просто не знаешь, чего ожидать: один на занятиях неожиданно перевернул парту, другой  пытался вскрыть себе вены. Что может преодолеть такой страшный барьер между людьми? Только любовь и терпение. Работа на уровне психотерапевта.

Две группы её первого, прошлогоднего выпуска — это двадцать пять человек. Они звонят, приходят, находят Наталью Степановну в социальных сетях. Выясняется, что процентов семьдесят из них продолжают свое образование дальше, кто-то учится на повара, кто-то на швею, кто-то на парикмахера. А кто-то — на мастера ландшафтного дизайна. И только один — по прямой профессии, он работает в ремесленной лавке, изготавливает изделия из дерева и бересты. Найти работу по профессии сложно, а жить без коллектива  уже невозможно.  Колледж стал для них дверью в общество, они прошли здесь социализацию и получили профессию.

Нынешние первокурсники — 14 человек. Писать конспекты под диктовку не могут. Наталья Степановна готовит материал в печатном виде — кто-то из учащихся просто вклеивает его в тетрадь, кто-то – переписывает текст.  С памятью тоже большие проблемы — подросток может каждый день читать сказку  «Колобок», а через неделю не помнить её содержания. На уроках изучали правила безопасности труда, по тесту надо было ответить на вопросы «да» или «нет», один обу­чающийся на десять вопросов дал девятнадцать ответов. Каким нужно обладать терпением, чтобы в конце концов дать этому человеку профессию и научить его жить в обществе! Единственный выход в этой ситуации — привить трудовой навык настолько, чтоб остался на всю жизнь. Приходится упорно повторять с ребятами одни и те же операции каждый день. И здесь способности разные — кто-то коврик сплести не может, кто-то быстро осваивает косое плетение. К каждому нужно найти свой подход, иначе результатов не достичь.

— Самое важное, быть может, для этих обучающихся то, что они активно друг с другом общаются, — говорит Наталья Степановна, — и не только между собой, но и с другими ребятами, которые, кстати, не отгораживаются от инвалидов, а, наоборот, с охотой участвуют в общих мероприятиях, например, таких как: «Неделя молодого рабочего» или «День колледжа».  Наши мастера и педагоги делают все, чтобы создать в колледже атмосферу самоуважения, доверия и по-настоящему человеческих отношений. 

Дерево и береста — это один из природных материалов для изготовления декоративных изделий. Наталья Степановна уже знает, что подросток с ограниченными возможностями здоровья приходит в колледж учиться художественной обработке дерева и бересты, а уходит способным не только мастерить различные поделки, но и найти общий язык с другими людьми. Она, мастер своего дела, знает, что это самое главное для того, кто жить только начинает.

Юрий АСЛАНЬЯН