Проект концепции «Стратегия развития системы профилактики инвалидизации населения и реабилитации инвалидов Пермского края на 2014 — 2016 годы с учетом Международной классификации функционирования и здоровья»

Доклад д.м.н., профессора, директора КГАУ «Центр комплексной реабилитации инвалидов», зав. кафедрой физической культуры здоровья Пермской медакадемии им. Е.А. Вагнера, главного внештатного реабилитолога Министерства здравоохранения края В. А. Бронникова на заседании Совета по делам инвалидов при губернаторе Пермского края 5 сентября 2013 г. (дается в сокращении)

 

Общие положения

Концепция  определяет комплекс целей, задач и приоритетов региональной политики на среднесрочную перспективу по развитию системы профилактики инвалидизации населения, медико-социальной реабилитации и интеграции инвалидов в общество в соответствии с имеющимися ресурсными возможностями.

Концепция является основанием для разработки региональных целевых программ Пермского края на 2014–2016 годы и иных нормативных правовых актов, направленных на решение задач по реабилитации инвалидов, обеспечению им равных возможностей и интеграции в общество на основе взаимодействия государственных и негосударственных институтов и организаций, оптимизации и консолидации всех имеющихся ресурсов.

Рассматриваемые разделы Концепции базируются на результатах научных исследований д.м.н. Ю. А. Мавликаевой, д.м.н., проф. В. А. Бронникова, д.м.н., проф. М. Я. Подлужной, 2005–2012 гг. и направлены на реализацию прав человека на независимое функционирование и социальную интеграцию.

Состояние инвалидности в Пермском крае

В настоящее время на долю инвалидов в Пермском крае приходится 9,4% населения (259 тыс. человек) – это существенная часть регионального человеческого потенциала. В структуре общей инвалидности населения удельный вес лиц пенсионного возраста составляет 62,7%, трудоспособного возраста – 32,5%, детей в возрасте до 18 лет – 4,8%.

Количество детей-инвалидов в крае составляет 9037 человек. В структуре детской инвалидности на первое место выходят заболевания психо-неврологической сферы и врожденные пороки развития.

Динамика числа инвалидов в регионе за период 2000–2012 гг. свидетельствует об увеличении данной категории населения.

В структуре первичной инвалидности по тяжести наибольшая доля приходится на лиц, имеющих вторую группу – 42,7%. Первая группа инвалидности установлена у 20,9% человек, среди них преобладают лица пенсионного возраста. Удельный вес третьей группы составил 36,4%, это преимущественно лица трудоспособного возраста, имеющие значительные резервы для реабилитации и восстановления трудоспособности.

Таким образом, при сохранении на территории края существующих тенденций прогнозируется рост общего количества инвалидов за счет увеличения их численности в пенсионном возрасте и стабилизация количества инвалидов в трудоспособном возрасте. Уровень общей инвалидности у детей до 18 лет тенденции к росту не имеет. Однако доминирующая у них психоневрологическая инвалидность является наиболее тяжелой и часто является основной причиной помещения таких детей в стационарные учреждения.

Инвалидность населения приводит к значительным потерям трудового потенциала и в значительной мере способствует формированию социально-экономического ущерба вследствие нарушений здоровья.

С учетом величины валового регионального продукта экономический ущерб по всем случаям инвалидности составил 15,2 мрд. рублей в год.

Потребность в медицинской реабилитации инвалидов в возрасте старше 18 лет

Важная роль в системе реабилитации инвалидов отводится мерам медицинской реабилитации. Медицинская реабилитация направлена на восстановление нормальной жизнедеятельности организма пациента и компенсацию его функциональных возможностей, нарушенных в результате заболевания, и включает широкий спектр методов восстановительного лечения, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, а также санаторно-курортное лечение. Она является основой для последующей социальной и профессиональной реабилитации. Медицинская реабилитация не заменяет традиционное лечение, она позволяет расширить диапазон лечебных воздействий на ранних этапах заболевания или травмы с целью предотвращения прогрессирования заболевания, развития осложнений, тяжелых функциональных нарушений, приводящих к возникновению или утяжелению инвалидности.

В медицинской реабилитации нуждаются все лица с инвалидностью (в 100% случаев). Всего в 2012 г. инвалидность установлена у 43 585 человек, из них впервые – 17 826 чел. (40,9%), при переосвидетельствовании – 25 759 чел. (59,1%). Среди них инвалидность без срока переосвидетельствования определена у 19 071 чел. (43,8%). Инвалидность бессрочно устанавливается преимущественно при первой группе (78,4%).

В медицинской реабилитации нуждаются 100% детей-инвалидов. К категории детей, требующих проведения реабилитационных мероприятий в условиях реабилитационных отделений и центров, относятся больные с патологией ЦНС и периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата, соматическими заболеваниями (кроме онкологической патологии и иммунодефицитных состояний).

На сегодняшний день в Пермском крае отсутствуют реабилитационные подразделения для детей с сахарным диабетом, с врожденными пороками сердца (после оперативного лечения), с последствиями травматического повреждения спинного мозга. В существующих реабилитационных отделениях и центрах системы здравоохранения не предусмотрено круглосуточное пребывание детей-инвалидов вместе с родителями.

Потребность в социальной реабилитации

Потребность в социальной реабилитации (СР) испытывают 96 из 100 инвалидов трудоспособного возраста. Наиболее высока она у инвалидов I и II группы, лиц молодого возраста (18-24 лет), мужчин, а также проживающих в сельской местности. Приоритетными видами социальной реабилитации для инвалидов и их семей являются информационная поддержка и консультационная помощь, социально-психологическая реабилитация, содействие в решении личных проблем, адаптационное обучение инвалида и его семьи, оказание юридической помощи, посторонний уход, социокультурная реабилитация, обеспечение и обучение пользованию техническими средствами реабилитации, в адаптации жилья, в реабилитации средствами физкультуры и спорта.

Чем выше степень инвалидности, тем больше потребность в СР. Так, если каждому инвалиду I группы требуется в среднем четыре, то инвалиду II группы – три, III группы – два вида социальной реабилитации. Потребность в видах социальной реабилитации у инвалидов зависит от ограничений жизнедеятельности. При наличии ограничения способности к самообслуживанию потребность составляет 358,2 на 100 инвалидов, к передвижению – 345,5; к общению – 317,8; к обучению – 302,7; к трудовой деятельности – 279,8.

Имеющиеся потребности должны учитываться при формировании гарантированного регионального перечня реабилитационных услуг, составляющих стандарт социального обслуживания. В настоящее время государственный стандарт социального обслуживания населения Пермского края № 99-п, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 18 мая 2007 г., содержит не полный перечень реабилитационных услуг, отвечающих реальным потребностям инвалидов, и требует пересмотра.

В основу механизма реализации комплексной реабилитации инвалидов положена индивидуальная программа реабилитации (ИПР). ИПР – комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию утраченных способностей к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, круга интересов, уровня притязаний, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры. Реабилитационная программа – это основной организационно-правовой инструмент, обеспечивающий предоставление инвалидам реабилитационных мероприятий медицинского, профессионального, социального характера, а также информационных и технических средств и услуг. Она отражает стратегию реабилитации и социальной защиты инвалида на весь период времени до следующего освидетельствования. Эта программа определяет реабилитационный маршрут инвалида, виды, формы и объемы реабилитационных мероприятий, а также устанавливает сроки проведения, конкретных исполнителей и критерии эффективности. В настоящее время эти программы в заявительном порядке разрабатываются для всех лиц, признанных инвалидами, на основе личного заявления. Формирование и оценка результатов ее исполнения являются одной из основных функций учреждений медико-социальной экспертизы.

Возможности медицинской реабилитации

В соответствии с порядками оказания медицинской помощи по медицинской реабилитации в РФ выделяют три этапа медицинской реабилитации. Первый этап включает оказание медицинской реабилитационной помощи в острый период течения заболевания или травмы в отделениях реанимации и интенсивной терапии, специализированных клинических отделениях стационаров по профилю оказываемой и при наличии подтвержденной результатами обследования перспективы восстановления функций (реабилитационного потенциала).

Второй этап медицинской реабилитации – это помощь в ранний восстановительный период течения заболевания или травмы при наличии подтвержденной результатами обследования перспективы восстановления функций (реабилитационного потенциала). Проводится он в специализированных реабилитационных отделениях профильных стационаров или реабилитационных центров. Второй этап включает в себя реабилитацию пациентов, нуждающихся в посторонней помощи для осуществления самообслуживания, перемещения и общения.

Третий этап медицинской реабилитации включает медицинскую помощь в ранний, поздний восстановительные периоды, период остаточных явлений пациентам, независимым в повседневной жизни, общении и самостоятельном перемещении (или с дополнительными средствами опоры), при наличии подтвержденного реабилитационного потенциала. Реализуется в амбулаторно-поликлинических отделениях (кабинетах) реабилитации, в санаторно-курортных условиях, а также выездными бригадами на дому. Пациентам, имеющим выраженные нарушения функции, полностью зависимым от посторонней помощи в осуществлении самообслуживания, перемещения и общения и не имеющих перспективы восстановления функций, подтвержденной результатами обследования (реабилитационного потенциала), медицинская помощь оказывается в учреждениях по уходу. Целью является поддержание достигнутого или имеющегося уровня функций и приспособления окружающей среды под этот уровень.

Как правило, неудовлетворительное качество медицинской помощи нередко является главной причиной вторичной нетрудоспособности, еще сильнее ограничивающей шансы инвалидов на участие в социальной и экономической жизни.

Реабилитационные услуги предоставляются в условиях дневного и временного пребывания с использованием сертификата на реабилитацию, что позволяет человеку самостоятельно выбирать реабилитационную службу, с учетом его индивидуальных предпочтений. Стоимость набора реабилитационных услуг в учреждениях комплексной реабилитации инвалидов составляет от 10 до 21 тыс. рублей за курс реабилитации.

В 2012 году в Пермском крае реабилитационные услуги предоставляли 36 учреждений, из них 4 реабилитационных центра для детей с ограниченными возможностями, центр комплексной реабилитации инвалидов, включающий 13 отделений, КГАУ СОН Чайковский ДИПИ, 1 протезно-ортопедическое предприятие, 1 учреждение здравоохранения – МБМУ «Кишертская центральная районная больница» и 28 санаториев-профилакториев.

Таким образом, проведенный анализ показал, что основным поставщиком реабилитационных услуг являются государственные центры реабилитации. К сожалению, их ресурсные возможности используются недостаточно. Из учреждений не социального обслуживания населения наибольший охват осуществляют 12 санаториев-профилакториев. Остальные обслуживают менее 100 человек в год, что ставит под сомнение экономическую целесообразность наличия у них подразделений по социальной реабилитации и сводит на нет само содержание медико-социальной реабилитации инвалидов.

Анализ безбарьерной доступности реабилитационных служб

Создание условий для интеграции инвалидов в общество связано в первую очередь с физической, информационной доступностью инфраструктуры.

Основные проблемы системы медико-социальной реабилитации инвалидов

Анализ сложившейся ситуации позволяет выделить ключевые проблемы, на решение которых должны быть направлены мероприятия развития системы медико-социальной реабилитации инвалидов.

1.         Необходимость организации этапной преемственной системы ранней и продолженной медицинской реабилитации как средства снижения смертности и предотвращения инвалидизации населения Пермского края, с формированием соответствующей реабилитационной инфраструктуры, мультидисциплинарного подхода, внедрением современных реабилитационных технологий и системы подготовки кадров.

2.         Перечень реабилитационных услуг, предусмотренных для предоставления инвалидам постановлением Правительства Пермского края от 18 мая 2007 г. № 99-п «О государственном стандарте социального обслуживания населения Пермского края», не в полной мере отражает реальные потребности в реабилитационных услугах. В частности не включены услуги врачей, которые в соответствии с современными требованиями должны формировать программу реабилитации в учреждении, координировать и контролировать ее реализацию и оценивать эффективность процесса реабилитации.

3.         Несмотря на наличие многих субъектов комплексной реабилитации инвалидов, ее эффективное функционирование как межведомственной, этапной, преемственной, комплексной, управляемой системы организовано недостаточно. Существующая реабилитационная инфраструктура учреждений системы здравоохранения и социального обслуживания не соответствует современным требованиям.

4.         На основании действующей в настоящее время в крае модели реабилитации с использованием сертификатов невозможна реализация ее основополагающих принципов (этапности и непрерывности). Это повлекло за собой подмену понятий медико-социальная реабилитация и санаторно-курортное лечение и усиление иждивенческих позиций инвалидов. Реабилитационные центры и санаторно-курортные учреждения должны не конкурировать, а составлять разные этапы единого реабилитационного процесса. Регулирование этапности должно осуществляться не с позиции благополучателя (инвалида), а действующими порядками, стандартами, протоколами реабилитационной помощи, специалистами бюро МСЭ, здравоохранения и социального развития.

5. Недостаточная кратность получения сертификатов инвалидами, особенно с первичной инвалидностью, что определяется региональным положением, а не рекомендациями ИПР и специалистов-реабилитологов. Существует период (реабилитационное окно в течение первых 2–3 лет наступления инвалидности), когда организм человека с инвалидностью имеет значительный реабилитационный потенциал для наиболее полного восстановления. В дальнейшем он снижается и формируется стойкая инвалидность.

6. В соответствии с международными положениями требуется максимальное приближение социальных реабилитационных служб к месту проживания человека с инвалидностью. Это необходимо для того, чтобы все реабилитационные мероприятия проводились с учетом условий проживания человека, так как ключевой задачей реабилитации и является восстановление способностей человека к социальной интеграции в среду его непосредственного проживания с ее особенностями развития, экономики, быта, социальной инфраструктуры.

7. Низкая материально-техническая оснащенность государственных реабилитационных центров современным реабилитационным оборудованием, нехватка реабилитационных помещений, необходимость их ремонта и модернизации, включая безбарьерную доступность реабилитационных служб.

8. Несовершенство механизма финансирования учреждений государственной службы реабилитации. Отсутствие государственного задания на реабилитацию инвалидов для автономных государственных учреждений в течение последних 3 лет привело к кредиторской задолженности, невозможности повышения заработной платы сотрудникам, к сложностям содержания имущества, трудностям финансового планирования, развития учреждений и персонала, к потерям квалифицированных специалистов.

9. Отсутствие единой автоматизированной информационно-ресурсной базы о реабилитации инвалидов делает маршрутизацию реабилитационных программ практически невозможной и не способствует разработке качественных реабилитационных программ, затрудняет процесс ее реализации и оценку эффективности.

Необходимость использования  методологии Международной классификации функционирования

Инвалидность необходимо рассматривать с учетом точки зрения социальной модели, которая включает использование не только реабилитационного подхода, направленного на увеличение человеческого потенциала, физической независимости, качества жизни, но и интеграционного подхода, основанного на развитии доступности социальных институтов. Трудность состоит в определении приоритета каждой модели в условиях постоянного изменения потенциала человека с инвалидностью и изменяющейся окружающей среды.

Основная цель и задачи Концепции

Целью Концепции является совершенствование системы профилактики инвалидизации населения и реабилитации инвалидов, а также создание условий и возможностей во всех сферах жизнедеятельности для наиболее эффективной их интеграции в общество в соответствии с имеющимися ресурсными возможностями региона.

Основные задачи:

внедрение и развитие трехэтапной системы медицинской реабилитации, доступной для больных и инвалидов на стационарном, амбулаторном и санаторно-курортном этапах, обеспечивающих систему вторичной и третичной профилактики инвалидизации;

совершенствование и развитие системы комплексной реабилитации инвалидов, основанной на методологии Международной классификации функционирования, с акцентом на их трудовую занятость и наиболее эффективную социальную интеграцию, с внедрением механизмов эффективного взаимодействия между субъектами реабилитации, а также системы контроля качества;

укрепление и модернизация государственной службы реабилитации инвалидов через приведение материально-технической базы в нормативное состояние и внедрение новых технологий реабилитации;

создание системы своевременного обеспечения инвалидов необходимыми техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями;

обеспечение доступности маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, среде жизнедеятельности и предоставление возможности беспрепятственного перемещения;

развитие системы инклюзивного дошкольного воспитания и школьного образования;

обеспечение полноценной профессиональной реабилитации инвалидов через формирование системы мотивации работодателей, стимулирующей создание рабочих мест для трудоустройства и профессиональной адаптации инвалидов;

организация и проведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и социокультурных мероприятий для инвалидов на постоянной основе, обеспечение учреждений соответствующим оборудованием;

обеспечение доступа к информационным системам через формирование межведомственной информационно-ресурсной базы инвалидов с целью усиления координации и взаимодействия учреждений, субъектов реабилитации и оценки эффективности системы реабилитации;

совершенствование информационно-методического и научного сопровождения подготовки специалистов, с привлечением инновационного международного опыта в медико-социальной реабилитации инвалидов.

Кабинеты релаксации родственников и центров временного пребывания инвалидов.

Основные стратегии Концепции

К стратегическим направлениям Концепции необходимо отнести:

1. Профилактика инвалидизации населения.

2. Развитие и совершенствование системы комплексной реабилитации инвалидов.

3. Создание условий для социальной интеграции и обеспечения жизнедеятельности инвалидов.

Развитие и совершенствование системы комплексной реабилитации инвалидов (второе стратегическое направление)

Ключевой аспект Концепции с позиции Международной классификации функционирования заключается в том, что реабилитация и социальная интеграция инвалидов не могут рассматриваться отдельно. Это взаимосвязанные процессы, включающие с позиции международного права доступность местной реабилитационной инфраструктуры, реализация именно в этих условиях и во всех субъектах реабилитации индивидуальной программы и достижение эффективной социальной интеграции или профессиональной реинтеграции.

Для этого необходимо в каждом муниципальном образовании создание ранней, комплексной, этапной, доступной, управляемой, эффективной системы (службы) реабилитации как универсальной социальной технологии подготовки инвалидов к интеграции в общество, реализуемой мультидисциплинарными бригадами специалистов с активным участием как инвалидов, так и членов их семей. Обеспечение доступности реабилитационных мероприятий для всех нуждающихся независимо от места проживания, степени инвалидности и материальных возможностей. Разработка реабилитационных маршрутов и механизмов для реализации стандартов медико-социальной реабилитации, учитывающих индивидуальные потребности разных категорий инвалидов на разных этапах реабилитации. Развитие нестационарных форм реабилитационного обслуживания через обучение и поддержку семей, имеющих инвалидов, через предоставление патронажных и информационных услуг по уходу и реабилитации в домашних условиях. Кроме того, важно формирование информационной базы инвалидов и информационного сопровождения, а и также налаживание системы мониторинга эффективности комплексной реабилитации. Предлагается следующая организационная модель системы комплексной реабилитации инвалидов на региональном уровне.

Организационная модель системы комплексной реабилитации инвалидов на региональном уровне

Общая координация деятельности и определение стратегических целей должны осуществляться рабочей группой, действующей на постоянной основе в рамках Совета по делам инвалидов при губернаторе Пермского края. В систему ведомств, задействованных в этой сфере и решающих тактические задачи в области комплексной реабилитации инвалидов в крае, входят: Главное бюро медико-социальной экспертизы, Министерство социального развития, Министерство здравоохранения, Министерство культуры и массовых коммуникаций, Министерство образования, Министерство градостроительства и развития инфраструктуры, Министерство физической культуры и спорта, Агентство по занятости населения, региональное отделение Фонда социального страхования (ФСС), общественные организации инвалидов.

Четкое взаимодействие всех составляющих модели невозможно без банка данных инвалидов, который является исходной позицией в много­уровневой межведомственной, этапной системе медико-социальной реабилитации. С позиции методологии МКФ содержание базы данных инвалидов включает несколько блоков информации: демографическая и медико-социальная характеристика, раскрывающая уровень здоровья и функциональный потенциал человека. Очень важно наличие информации о социальной активности инвалида, включенности в разнообразные виды деятельности (активности и участия) в повседневной, бытовой, трудовой, образовательной, общественной, досуговой жизни – с учетом степени ограничений жизнедеятельности и социально-экономического статуса инвалида, сведений о рекомендациях в ИПР и их реализации по всем разделам программы и критериев оценки эффективности реабилитации.

Очень важен информационный блок о наличии или отсутствии физических, социальных, средовых, экономических и личностных барьеров, а также систем поддержки, включающих в себя реабилитационную и интеграционную инфраструктуру, личное и социальное окружение, местные сети, государственные и общественные ресурсы, используемые для помощи при интеграции в общество.

Создание единого межведомственного информационного пространства на основе информационного взаимодействия всех учреждений и ведомств – субъектов реабилитации позволяет объединить их ресурсы в решении вопросов реабилитации инвалидов, осуществлять мониторинг реабилитационного процесса и дать оценку его результатов как в отношении отдельно взятого индивида, так и всего контингента инвалидов. Кроме того, появляется возможность получения более полной, точной, оперативной и сопоставимой в масштабе края статистической и аналитической информации по данному разделу.

Реабилитация и интеграция инвалидов в общество невозможны без обеспечения доступной для них среды жизнедеятельности. Это одна из наиболее сложных и важных проблем для региона. Не только вновь строящиеся объекты социальной и транспортной инфраструктуры, но и здания и сооружения, введенные в эксплуатацию ранее, должны предусматривать условия физической доступности их для маломобильных категорий населения, в том числе инвалидов. Решение этих задач лежит в смежных областях – архитектуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, социальной сферы.

Создание условий для социальной интеграции и обеспечения
жизнедеятельности инвалидов
(третье стратегическое направление
)

Данное направление связано с соблюдением права на гражданство и равенство и отсутствием дискриминации независимо от состояния здоровья и ограничений жизнедеятельности. Доступ, с точки зрения интеграционного подхода, ко всей социальной инфраструктуре, внедрение инклюзивного образования, сохранение и создание рабочих мест для реинтеграции инвалидов или работников, пострадавших на производстве. Реализация пилотных проектов по включению инвалидов, проживающих как в сельской местности, так и в городских районах, в свободный рынок труда через создание соответствующих условий для различных форм занятости и организацию доступных рабочих мест, включая «поддерживающую» занятость для лиц с тяжелой инвалидностью. Кроме того, важно создание условий для занятий адаптивной физической культурой и спортом для включения в социокультурное пространство региона.

Реализация мероприятий по совершенствованию медицинской реабилитации (первое стратегическое направление) предусматривает создание в Пермском крае современной трехэтапной системы медицинской помощи по медицинской реабилитации.

Программа включает четыре направления, каждое из которых, в свою очередь, содержит ряд мероприятий, носящих самостоятельный либо комплексный характер.

Первое направление – совершенствование организации оказания медицинской помощи по медицинской реабилитации пациентам и инвалидам с нарушением функций периферической и центральной нервной системы вследствие болезней, травм и нейрохирургической патологии.

Второе направление – совершенствование организации оказания медицинской помощи по медицинской реабилитации заболеваний и травм опорно-двигательного аппарата.

Третье направление – совершенствование организации оказания медицинской помощи по медицинской реабилитации пациентам с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями.

Четвертое направление – совершенствование организации оказания медицинской помощи по медицинской реабилитации детям 2, 3, 4-й групп здоровья и детям-инвалидам вследствие перинатальной, соматической и онкогематологической патологии.

Для организации высокотехнологичной реабилитационной помощи планируется реорганизация санатория-профилактория «Энергетик» в Центр многопрофильной медицинской реабилитации мощностью 170 коек и оснащение его реабилитационным современным оборудованием. В целом вся реабилитационная инфраструктура второго этапа будет включать 370 коек медицинской реабилитации.

Для развития III этапа реабилитационной помощи детскому населению будут использованы 4 межведомственных реабилитационных центра в Перми, Березниках, Чайковском, п. Юсьва. Ежегодно в центрах получат реабилитационную помощь около 5,5 тысячи детей-инвалидов (68% от подлежащих реабилитации детей). Для взрослого населения планируется открытие и оснащение 8 отделений в амбулаторно-поликлинических учреждениях (5 – Пермь, Соликамск, Добрянский и Нытвенский районы). Для развития санаторно-курортного этапа реабилитации предлагается рассмотреть вариант размещения государственного заказа в санаториях — профилакториях негосударственной формы собственности.

Таким образом, для развития медицинской реабилитации в Пермском крае необходима реализация следующих мероприятий и их финансовое обеспечение:

1. Развитие реабилитационной инфраструктуры;

2. Создание единой межведомственной информационной системы, с четкой маршрутизацией пациентов, «поддержкой» специалистов, мониторингом и оценкой эффективности реабилитационных мероприятий;

3. Организация и обучение специалистов 51 мультидисциплинарной бригады;

4. Информационно-просветительские программы; проведение научно-практических конференций по вопросам медико-социальной реабилитации.

Модель второго уровня медико-социальной реабилитации реализуется в муниципальном образовании (по месту жительства инвалида) в условиях отделения медико-социальной реабилитации. Реабилитационные услуги предоставляются инвалидам, независимым в повседневной жизни при осуществлении самообслуживания, общения и самостоятельного перемещения (или с дополнительными средствами опоры), при наличии подтвержденной результатами обследования перспективы восстановления функций (реабилитационного потенциала). Предоставляются услуги по физиотерапии, лечебной физкультуре, психологической и социальной реабилитации, эрготерапии, логопедии.

Целью реабилитации структурно-функциональной модели второго уровня является наиболее эффективная организация комплексной реабилитации инвалидов в семейном, внутреннем и внешнем реабилитационных пространствах.

Внешнее реабилитационное (интеграционное) пространство объединяет всех субъектов реабилитации инвалидов, находящихся на территории проживания инвалида и участвующих в реализации ИПР.

Семейное реабилитационное пространство включает специально созданные условия для проведения самостоятельных реабилитационных мероприятий, проводимых родителями или родственниками в домашних условиях, при условии специально оборудованного места и обучении родителей или родственников основным методикам реабилитации и ухода.

В случаях необходимости возможен также выезд мультидисциплинарных бригад домой к инвалидам, имеющим выраженное нарушение функции, полностью зависимым от посторонней помощи в осуществлении самообслуживания, перемещения и общения и не имеющим перспективы восстановления функций, подтвержденной результатами обследования (реабилитационного потенциала). В данном случае целью медико-социальной реабилитации является формирование семейного реабилитационного пространства и поддержание достигнутого или имеющегося уровня функций и приспособления окружающей среды под уровень возможного функционирования инвалида.

Модель третьего уровня медико-социальной реабилитации реализуется в тех территориях, где нет реабилитационного центра и отделения медико-социальной реабилитации. В наличии имеется только специалист по реабилитации (ответственный за работу с инвалидами) в ТУ, МТУ Минсоцразвития.

Реабилитационные услуги могут оказываться в амбулаторно-поликлинических и санаторно-курортных условиях инвалидам, независимым в повседневной жизни при осуществлении самообслуживания, общения и самостоятельного перемещения (или с дополнительными средствами опоры), при наличии подтвержденной результатами обследования перспективы восстановления функций (реабилитационного потенциала).

Инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи для осуществления самообслуживания, перемещения и общения, в наблюдении специалистов, реабилитационные услуги должны предоставляться в условиях временного пребывания реабилитационного центра.

Реализация третьего  стратегического направления

Реализация третьего стратегического направления связана с доступностью как физической, так и информационной. При этом очень важно формирование доступной среды не только для инвалидов, но и для всех маломобильных групп населения, то есть необходим универсальный дизайн среды.

С целью создания и сохранения рабочих мест для реинтеграции инвалидов необходимо решение тактических задач в сфере труда и занятости.

Этапные мероприятия 2014–2016 гг.:

обеспечение полноценной профессиональной реабилитации инвалидов и создание реальных условий для их трудоустройства и профессиональной адаптации;

проведение анализа рынка труда и расширение спектра специальностей в профессиональных образовательных учреждениях, реализующих программы обучения инвалидов;

формирование механизма и системы мотивации для работодателей, стимулирующей создание и оборудование рабочих мест для инвалидов;

развитие различных форм государственно-частного партнерства, содействующих трудоустройству инвалидов;

ведение мониторинга структуры спроса и предложения рабочей силы из числа инвалидов;

разработка и реализация программы охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний и травматизма на предприятиях, а также мер экологической безопасности;

обеспечение рабочих мест для инвалидов необходимым оборудованием и создание благоприятных условий труда.

Инклюзивное образование должно быть доступно для всех детей-инвалидов.

Другие формы обучения должны рассматриваться только в случаях, если инклюзивное обучение невозможно ввиду отсутствия пользы для обучающегося или возникновения потенциальных проблем для других обучающихся. Для эффективной реализации инклюзивного образования необходимо, чтобы каждая общеобразовательная школа в своем штате имела сотрудника, отвечающего за взаимодействие с инвалидами.

Необходимость статистических данных

Общим для всех стратегических направлений концепции является необходимость наличия точных статистических данных, включая внедрение новых показателей с учетом МКФ. Основными механизмами здесь являются организация системы сбора базовых показателей, по отношению к которым будет проводиться сравнительный анализ развития ситуации, связанной с инвалидностью, а также обеспечение того, чтобы собираемые данные являлись показателями мониторинга, отражающими реальную ситуацию инвалидности в регионе. С целью контроля над реализацией индивидуальной программы реабилитации и мониторинга ее эффективности потребуется разработка данных механизмов оценки. Это потребует организации регистрации получения реабилитационных услуг в режиме «одного окна».

Система управления реализацией Концепции

Общее руководство и контроль реализации Концепции осуществляет Министерство социального развития Пермского края.

Исполнителями и участниками Концепции являются: ведомства, задействованные в этой сфере и решающие тактические задачи в области комплексной реабилитации инвалидов: Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю», Министерство социального развития Пермского края, Министерство здравоохранения Пермского края, Министерство культуры и массовых коммуникаций Пермского края, Министерство образования Пермского края, Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края, Агентство по занятости населения Пермского края, Министерство по физической культуре и спорту Пермского края, Государственное учреждение — Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, общественные организации инвалидов.

На территориальном уровне субъектами реабилитации выступают общие и специализированные бюро МСЭ, учреждения здравоохранения, социального обслуживания населения, образования и культуры, протезно-ортопедические предприятия, центры занятости населения, отделения ФСС и общественные организации инвалидов.

Ожидаемые результаты реализации Концепции

Реализация планируемых в рамках Концепции мероприятий позволит:

— расширить перечень и повысить качество предоставляемых инвалидам медицинских, социальных, образовательных и иных реабилитационных услуг;

— расширить доступ инвалидов к трудовой деятельности (увеличение доли занятых инвалидов );

— улучшить доступность для инвалидов объектов социальной инфраструктуры (оборудование объектов);

— обеспечить инвалидов техническими средствами реабилитации (количество человек);

— обеспечить инвалидов информационными средствами реабилитации;

— уменьшить риск выхода на инвалидность и снизить уровень инвалидности (снижение показателя первичной инвалидности);

— повысить социальную активность, преодолеть самоизоляцию инвалидов;

— повысить эффективность и результативность расходов бюджета на решение проблем инвалидности.

Экономический эффект от реализации настоящей Концепции будет выражаться в:

— сокращении числа граждан, находящихся на полном государственном
обес­печении;

— оптимизации использования и сокращении объемов бюджетных средств всех уровней, направляемых на реабилитацию и социальное обслуживание инвалидов;

— возвращении лиц с ограниченными возможностями здоровья к трудовой деятельности;

— высвобождении членов семьи инвалида, занятых уходом за ним, и включении их в трудовые ресурсы Пермского края.

Социальный эффект реализации настоящей Концепции заключается в:

— социализации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в активную общественную жизнь;

-повышении качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья;

— формировании социального и трудового потенциала региона.