Повезло Ване с родителями

В этом году у них юбилей свадьбы. Андрей и Наталья Копыльцовы поженились в июле 2004 года.

Она выросла в городе Александровске в большой семье — семь человек детей. Жили в двухкомнатной квартире. И то жилье дали только тогда, когда родился шестой ребенок. Она была самой младшей. Родите­ли работали на машинострои­тельном заводе. Через год по­сле её рождения отец умер. Мать воспитывала всех одна — старшей дочери было шестна­дцать. Сегодня это невозможно себе представить. Спасал ого­род, на котором работали все.

Наталья училась в специа­лизированной школе для де­тей с церебральным парали­чом, жила в Перми в интерна­те, с другими детьми-инвалидами из разных концов Прика­мья. Пела в ансамбле. Посеща­ла кружки — по вязанию, по вы­жиганию. Там же учился и Ан­дрей Копыльцов, с которым На­талью жизнь сведет ещё раз — и уже навсегда. Старшие клас­сы прошли в гимназии Александровска, куда она вернулась после окончания 9-го класса. В 1998-м была признана «Учени­ком года» родного города. Уча­ствовала в краевых олимпиа­дах по математике, литерату­ре и русскому языку. Гимназию закончила с серебряной меда­лью. Физкультура ей не засчи­талась! Что тут скажешь… А так должна была быть золотая.

Снова приехала учить­ся в Пермь, жила в общежи­тии. Окончила гуманитарный факультет Пермского государ­ственного технического универ­ситета по специальности «эко­номика и управление на пред­приятии». Сегодня работает в Пермском техникуме отрасле­вых технологий бухгалтером.

Андрей самостоятельную жизнь начал с первого класса. В той же специальной школе за­нимался в фотокружке, увлекал­ся выжиганием, макраме и вяза­нием спицами. До сих пор хоро­шо вяжет. После девятого клас­са вернулся к родителям и пе­решел в общеобразовательную школу. После школы поступил в училище № 25, получил спе­циальность бухгалтера, закон­чив учебу с красным дипломом. Затем прошел переобучение в центре занятости по специаль­ности «социальная работа». По­ступил в Московский открытый социальный университет на пси­хологический факультет. Уже 12 лет работает в центре дополни­тельного образования «Рифей». Занимался туризмом, участво­вал в соревнованиях инвалидов, даже во всероссийских. Ходил на сплавы по Косьве, Сылве, Чу­совой и Березовой.

Они встретились снова — теперь уже в Пермской крае­вой организации Всероссий­ского общества инвалидов, ког­да принимали участие в реали­зации проектов «Уроки добро­ты» и «Город равных возмож­ностей». Последний ставил пе­ред собой целью привлечение волонтеров для решения соци­альных проблем, касающихся инвалидов, и создание доступ­ной городской среды. «Уро­ки доброты» были направлены на формирование позитивного общественного мнения среди школьников о инвалидах. Кто такие люди с инвалидностью, чем занимаются? Чтобы дети относились к людям с ограни­ченными физическими воз­можностями адекватно. При этом участники проекта рабо­тали на занятиях с детьми в па­рах. Вот Андрей с Натальей и попали в одну пару. Судьба! На­талья в это время ещё заочно училась и параллельно начала работать в колледже. На про­тяжении семи лет он вел «Уро­ки доброты», собирал матери­алы, систематизировал их, об­рабатывал на компьютере. По результатам работы написал и опубликовал книгу «Уроки до­броты» (философия независи­мой жизни)».

Десять лет назад они поже­нились. На работе ей выделили две комнаты в общежитии.

Когда у нас появился сын Ваня, — рассказывает она, — при­шлось нелегко. Сталкивались со многими трудностями. Напри­мер, как купать ребенка в об­щежитии коридорного типа? Андрей наливал воду в ведро и через весь коридор тащил её в комнату, там кипятил, нали­вал в ванночку с марганцовкой. Купали ребенка, а потом он ве­драми таскал эту воду обрат­но. И так каждый день.

При этом с молодыми ро­дителями в общежитии жила мама Натальи, которая в это время тяжело болела. Прихо­дилось ухаживать и за ней. За продуктами чаще всего ходил муж, иногда — вместе, брали с собой ребенка.

Наташа у меня молодец — кормила грудью до года и трех месяцев, — говорит Андрей, — из­вестно, от этого зависит им­мунитет ребенка. Все стара­лись делать совместно, при необходимости — подменять друг друга. На ссоры времени не оставалось. Как муж и психолог скажу — характер у неё выдер­жанный. Любящая, добрая. И кормит вкусно — и манник при­готовит, и блины испечет, и салаты соорудит.

Но Андрей у меня — первый помощник, — прерывает мужа Наталья, — что касается, напри­мер, полов — моет только он. Сейчас и сын помогает делать уборку квартиры, хотя ему все­го восемь лет. Андрей никогда не повысит голос, всегда так­тичен и выдержан. Он — чело­век, который сделал себя сам.

Если у тебя есть голо­ва на плечах и стремление, то это надо использовать, даже если физические возможности ограничены, — добавляет Андрей уже, видимо, как психолог и преподаватель.

В настоящее время в Центре дополнительного образования, где работает Андрей, ведется и научная работа — опытно-экс­периментальная деятельность по внедрению федерально­го государственного образова­тельного стандарта начальной школы. И этим он занимается тоже. Он проводит мониторинг дополнительного образования. В 2015 году будут подводиться итоги — результаты диагностик, динамика развития ребенка с 1-го по 4-й классы.

У него хорошие отноше­ния с учениками старших клас­сов в двух общеобразователь­ных школах, где он ведет уро­ки психологии и профориен­тации, и здесь, в Центре, с уче­никами младших классов ведет развивающие занятия — разви­тие памяти, внимания, мышле­ния, воображения. Он — психо­лог и знает, как надо говорить с ребятами.

Наташа, она очень целе­устремленный человек, — про­должает он, — ставит перед со­бой цель и неуклонно идет к ней. Например, надо найти работу. Года три назад было сокращение штата, ей выдали выходное по­собие, она не смогла встать на учет в центре занятости, по­скольку на руках у нее не было программы реабилитации. Она стала искать работу самосто­ятельно и нашла её в фирме, предоставляющей бухгалтер­ские услуги. Через год Наталью пригласили обратно в техникум. Все зависит от человека.

Задолго до замужества и рождения сына Наталья реши­ла приобрести собственное жи­лье. В 2006 году, когда родил­ся сын, появился стимул решать свой квартирный вопрос се­рьезно. Потихоньку накопили денег, ещё взяли кредит в банке. Однокомнатную квартиру купи­ли по ипотеке. Через некоторое время квартиру продали, взя­ли ещё один кредит — и купи­ли двухкомнатную. Что, однако, делают люди с ограниченными физическими возможностями!

Нет, негативного отно­шения в коллективе к себе как инвалиду я не ощущаю, — отве­чает Наталья на мой вопрос, — общество целом меняется, но прошлые стереотипы остают­ся, например, в плане продвиже­ния инвалидов по службе. Хотя мы сами на этом не зациклива­емся. Имеем то, что имеем. Ко­нечно, в транспорте, когда в час «пик» едешь на работу, место не уступят, хотя видят, кто перед ними стоит. Делают вид, что спят. Такое у нас общество, к со­жалению. А 15 лет назад, когда мы начинали проводить «Уроки доброты», об этом вообще ещё никто не думал. Сегодня такие занятия не проводятся — неко­му их финансировать.

Семья — главное, что у них сегодня есть. Приезжают в го­сти одноклассники, с которыми учились в специальной школе. Кроме работы и домашних дел, надо помочь сыну-первокласснику сделать уроки. А в выход­ные сходить с ним на трениров­ки — Ваня полгода занимает­ся большим теннисом. Он уже умеет держать ракетку и от­бивать мяч. Что делает с удо­вольствием. Дорогое удоволь­ствие — за одно занятие 750 рублей. Кроме того, посеща­ет бассейн. За все приходится платить. Плюс дополнительное образование: вокал, хореогра­фия, изо, начальное техниче­ское моделирование. В общем загружен мальчик по полной.

Сын — это наша радость, — говорит Наталья, — по вечерам читаем «Крокодила Гену и его друзей», хотя устаем, конеч­но. Честно сказать, мы жда­ли летних каникул больше, чем Ваня, а то у нас совсем нет свободного времени. Каждый год ездим отдыхать на Черное море или в санаторий-профи­лакторий всей семьей. В про­шлом году отдыхали в Анапе.

Кроме того, регулярно стараемся проходить амбула­торное лечение, — добавляет Ан­дрей, — самостоятельно идем к врачу-невропатологу, который назначает нам курс уколов.

Первая половина дня в цен­тре «Рифей» — общее началь­ное образование, вторая — до­полнительное. Ванечка учит­ся здесь же, где преподает отец. После учебного и рабоче­го дня они возвращаются пеш­ком, вместе, домой, где их ждет мама. Повезло мальчику с ро­дителями.

Юрий АСЛАНЬЯН