ПОНИМАТЬ БЕЗ СЛОВ

Так называется инклюзивный спектакль, премьера которого состоялась   в Перми, в культурном пространстве «Часовой завод». В постановке приняли участие люди с синдромом Дауна, а также профессиональные танцовщики и артисты пермских театров.

Рассказать о действе, которое происходило на сцене Часового завода, невозможно: его нужно видеть. Но если в двух словах: это было нечто завораживающее и пробирающее до глубины души. На протяжении всего лишь десяти дней  этот спектакль создали студия двигательных и арт-практик «Открытый город» (Екатеринбург), пермский театр-студия «Пространство любви», режиссер Алексей Каракулов, хореограф-постановщик Владимир Кирьянов, пермские профессиональные танцовщики. А музыку к этому необыкновенному действу написал московский композитор Кирилл Архипов.

Главным же вдохновителем, организатором этого спектакля стала руководитель АНО «Открытый город» Анна Савельевских:

– В августе 2017 года мы получили поддержку Фонда президентских грантов на развитие гражданского общества и открыли студию двигательных и арт-практик.  Это постоянно действующая инклюзивная площадка, где проводится социокультурная реабилитация детей и взрослых с ментальными нарушениями. Мы решили, что нужно передавать свой опыт и другим регионам. Начали с Перми. Созвонились с руководителем театра-студии «Пространство любви» Аллой Мезенцевой и договорились о сотрудничестве. Отобрали десять ребят с ментальными нарушениями, которые там занимаются, и пригласили столько же профессиональных артистов, которые танцуют в лучших театрах города Перми. Почему мы решили это сделать? Дело в том, что когда речь идет об инклюзивном искусстве, это часто скатывается в самодеятельность. Здесь же мы решили очень резко поднять планку, чтобы получилось качественное профессиональное произведение. Спектакль решили поставить за десять дней – в среде профессиональных хореографов это обычное дело, просто мы перенесли этот формат на инклюзивную среду. В Екатеринбурге мы ставим спектакли по такой технологии уже два года.

Конечно, многое строится здесь на импровизации, говорит Анна Савельевских: актеры не знают друг друга до того момента, как они соберутся на сцене. Спектакль создается, по сути, с нуля: буквально за пару дней написали сценарий, и артисты приступили к репетициям, занимаясь каждый день по три часа.

Этот спектакль – о встрече двух миров, о том, как находить взаимопонимание друг с другом, учиться взаимодействовать и понимать без слов. Конечно, работать с особенными ребятами непросто, признается Анна Валерьевна:

– Ребятам с ментальными нарушениями требуется больше времени, чтобы усвоить информацию, понять, что делать. Но у нас уже наработан шестилетний опыт, мы знаем секреты общения с ними, все наши специалисты обучены, что называется, в поле.

Анна Савельевских не просто так оказалась вовлеченной в эту среду: у нее, матери четверых детей, родился малыш с аутизмом. Появилась идея создать студию, где ребята с ментальными нарушениями могли бы развиваться, проходить реабилитацию. Сейчас в ней занимаются уже 120 человек: адаптивной физкультурой, хореографией, йогой, вокалом и так далее. Кроме того, с ними ставят спектакли, перформансы.

По словам Анны Савельевских, жизнь на сцене – мощный инструмент социализации. С одной  стороны, это стресс для них вначале, но потом они адаптируются, становятся более раскованными, уверенными. Они начинают лучше владеть своим телом, получают мощный выброс эндорфинов – гормонов удовольствия.

– Когда мы начинали, нам никто не верил, что мы сможем вывести ребят с аутизмом на сцену, – делится Анна Валерьевна. – На нас смотрели, как на сумасшедших, и говорили: ну пусть позанимаются для себя. Однако мы сразу решили, что они будут танцевать на сцене. Они получают грамоты, дипломы, для них важно получить нечто вещественное, осязаемое, то, что они могут подержать в руках и гордиться этим. И сейчас накопленный опыт мы хотим передавать другим регионам: до конца года проведем шесть лабораторий в Омске, Челябинске, Тюмени и ряде других городов. Будем работать там по такому же принципу, что и в Перми, то есть набирать для участия в спектаклях местных танцовщиков, режиссеров, хореографов. Права на спектакли будут оставаться на местах, так же, как и предоставленные нами костюмы.

По словам руководителя театра-студии «Пространство любви» Аллы Мезенцевой, для ребят это прекрасный опыт:

– Потому что они работали с профессиональными танцовщиками, и для них это было глубоким погружением в процесс. С одной стороны, наших ребят это изматывало, с другой стороны, закаляло. Они тянулись к профессиональным артистам. Старались подражать им и копировать. И это хорошо – значит, они получают новые знания. Вообще важно научиться людям в социуме понимать друг друга без слов, принимать человека таким, какой он есть, и не делить на здорового или особенного. Это и труд, и рост, и очень много смысла в этом спектакле: смотришь на сцену – и жить хочется!

Участник студии «Пространство любви», актер спектакля «Понимать без слов» Кирилл Кузнецов рассказал, что почти сразу сдружился с профессиональными артистами:

– Они мне помогали во всем, потому что сразу включиться было сложно. Сложно было понять, о чем спектакль, что именно нужно делать. Но прошла пара дней, и я адаптировался, мне стало очень интересно работать. С одной стороны, была усталость, но в целом я получал удовольствие от того, что делал. Появлялась такая энергия, которая помогала жить, было прекрасное настроение. Наш коллектив стал на эти десять дней дружной семьей, единой командой. Еще очень понравились костюмы, которые нам подобрали.  Впереди представление, я, конечно, волнуюсь, но это очень приятное волнение, мне оно нравится!

А вот что говорят артисты пермских театров, которые участвовали в создании спектакля «Понимать без слов» и с которыми я побеседовала после  его генерального прогона.

Вероника Гильмутдинова, которая танцует в драматическом театре, рассказала, как все начиналось:

– Увидела в Инстаграме, что проходит кастинг в этот спектакль, заинтересовалась. Мне кажется, что для каждого человека интересно пообщаться с такими ребятами – это другие чувства, эмоции. Я помню, что когда прошла кастинг и пришла знакомиться с этими ребятами, ощутила какую-то робость, не знала, как подойти, познакомиться. Вышло так, что девочка, с которой я должна была танцевать в паре – у нее ментальное расстройство, – оттолкнула меня, стена возникла. Я подумала: «А что нужно сделать, чтобы она меня приняла?» Постаралась найти подход, и с каждым движением она все оттаивала и оттаивала. К концу первого занятия обняла ее, поблагодарила за то, что мы хорошо поработали. Она тоже обняла меня и сказала, что ей было интересно.  Это было теплое чувство. Конечно, мы очень уставали во время репетиций, потому что выкладывались не столько физически, сколько морально. По сути, было выгорание буквально у всех. Но все равно здорово, что это состоялось. Мы приобрели большой опыт терпения и любви, это бесценно и для нас, танцовщиков, да и для каждого человека, думаю, тоже.

В недавнем прошлом артистка театра балета Евгения Панфилова, а сейчас педагог-репетитор Театра-Театра Ксения Кирьянова поделилась, что тоже очень волновалась, как сложится взаимодействие с особенными ребятами, как они станцуются:

– Однако уже в первый день почувствовала так много открытости, прежде всего через прикосновения, что десяти­дневная работа с ними не принесла никаких неудобств. Хотя проблемы, конечно, были. К примеру, очень долго упрашивали их снять носки, танцевать босиком, они говорили, что этого делать нельзя. Удивило, что они любят обниматься, и так искренне, тепло, по-особенному. Я, наверное, никогда столько не обнималась, хотя  мы постоянно это делаем с моей маленькой дочкой.  Вообще все было гармонично и интересно. Ребята эти очень искренние, добрые, и я очень много для себя почерпнула, что наверняка скажется на моей дальнейшей работе. Иногда такой искренности и открытости не бывает даже у профессиональных танцовщиков.

Премьера спектакля «Понимать без слов» произвела на зрителей неизгладимое впечатление! Они никак не хотели отпускать артистов, долго аплодируя им стоя и одаривая цветами. Многие не скрывали слез. Это был самый настоящий катарсис, духовное возрождение…

Ирина ГИЛЁВА