Получится всё, если идти навстречу

Вопрос «Кем быть?» нам всем знаком с детства. Вначале в стихах Сергея Михалкова, в которых какие только специальности не перечислены: и столяры, и плотники, и летчики, и… — впрочем, ребенок только-только знакомится с целым веером профессий. С возрастом вопрос подбирается вплотную, поскольку предстоит сделать свой выбор и первый шаг в будущую профессию.

Казалось бы, азбучная истина, однако подчас она оборачивается в громадный вопрос для молодого человека, у которого между желанием и его осуществлением весьма зыбкий мостик. Потому как данная «зыбучесть» обусловлена физическим ограничением, которое буквально на корню обрубает любые желания. Хотя…

Так что же включает в себя это «хотя»?

По сути, всего-то и требуется, чтобы элементарно, по-человечески взглянуть на ситуацию. Вполне реальную. Обычный парень или девушка хотят после школы получить или среднее, или высшее образование, или какую-либо профессию – швеи, программиста, слесаря – кто кем захочет. Для этого требуется подать заявление в профучилище (колледж, техникум, вуз) – а дальше все зависит от сдачи экзаменов или собеседования, наконец, от старательности самого ученика.

Что делать молодому человеку, у которого все еще нет четких знаний, даже намека, кем ему, с его физическими ограничениями, можно стать? Есть ли профессиональные учебные заведения, которые могут его принять и организовать доступную (в буквальном смысле) форму обучения, могут подойти не формально и шаблонно, а увидеть близкого человека, который нуждается в поддержке? Для которого невозможно переложить решение проблемы на других, просто ее спихнуть.

Ведь тот, кому смогли помочь определиться с выбором, начнет осваи­вать ступеньку за ступенькой на профессиональной лестнице и не раз с теплотой вспомнит неравнодушие первого своего наставника. Он может стать ведущим специалистом, наставником для другого. Или даже вообще прославить специальность своим умением. Или просто благодаря профессии скинет с себя клеймо «ограничения» и почувствует себя на равных с другими.

Разве не об этом – о равенстве  среди обычных сверстников – все чаще и чаще говорят в нашем обществе, не к этому ли взывают выходящие законы, постановления, международные документы?

Стало быть, жить, отгораживаясь от них, уже нельзя, двойные стандарты тут не подходят.

Так что же делать? Возможно, мои предложения, которые базируются на многочисленных примерах, на собственных выводах, наконец, на «собственной шкуре», могут кому-то показаться нереальными, неубедительными, но факты – вещь упрямая, против них не попрешь. А уже исходя из них, можно подойти к проблеме по-деловому и в то же время с участием и пониманием.

Разве не факт, что инвалид с сохранным интеллектом может быть и способен, и талантлив в определенных отраслях? Что инвалиды, получившие в руки ремесло, становятся едва ли не лучшими, усидчивыми работниками? Примеров тому немало. Наиболее убедительный пример губернатора Нижегородской области В. П. Шанцева. Это он со своей командой устроил в налоговые органы свыше 50 колясочников, которые вообще не ходят. И сделал заявку в вуз на следующую партию экономистов, юристов. Для иногородних даже выхлопотал квартиры.

Или взять преподавателя иностранного языка, также на коляске, что ведет уроки в обычной московской школе. А масса операторов, художников, модельеров, мастеров разных поделок, прикладников, часовщиков – инвалидов… Впрочем, почти весь перечень профессий доступен. Стоит только ясным профессиональным взглядом, чутко отнестись к возникшей проблеме молодого человека, который растерялся в море профессий.

Что можно делать уже сегодня? Помимо разработки дистанционного обучения для немобильной категории людей, чуть-чуть обустроить собственные помещения – продумать беспрепятственное передвижение и нахождение людей с проблемами передвижения. Или обустроить комнаты релаксации, допустим, для страдающих диабетом, где бы они могли принять лекарство, сделать укол инсулина, если это требуется, перекусить.

Конечно, немалую роль играет транспорт. Есть такси, есть социальное такси, которое рассчитано со скидкой всего лишь на восемь поездок в месяц, включая путь вперед и обратно. А разве нельзя, подключив центр занятости (ведь это и его потребности в специалистах удовлетворяются), скооперироваться с другими профессиональными учебными заведениями и купить небольшой автобус с подъемником, составить соответствующее расписание – и студент (работник) почувствует свою востребованность, внимание, обретет общение со здоровыми сверстниками, адаптируется – и вот уже перед вами человек, который отринет от себя в какой-то мере свою ограниченность. Жить на постоянном острие «ограничения» чревато в итоге моральной гибелью. В такой ситуации нам не удастся вернуть человека в общество никакими законами и призывами. Впрочем, зачем ходить далеко, пригодится и собственный опыт. Учась на филфаке гос­университета, передвигалась на костылях, едва успевала в перемену переходить из корпуса в корпус, с этажа на этаж. Так вот преподаватели пошли в учебную часть вуза. И там так составили расписание лекций, чтобы они все проходили в одном корпусе. Да еще предоставили возможность свободного посещения лекций.

Мой стаж работы немалый, но все начиналось именно с шагов навстречу, чтобы и я нашла свою тропу и шла навстречу другим.

Думается, что краевая газета «Здравствуй!» (учредитель – Пермская краевая общественная организация Всероссийского общества инвалидов), подготовленные и изданные одноименным издательством книги сумели помочь многим инвалидам и их родным, близким, подсказать выход из сложных житейских ситуаций. Как-никак наш достаточный опыт, наработанный за 21 год, позволяет делать определенные выводы. А продукцию редакционно-издательского центра знают во многих городах Российской Федерации. Как-никак общий тираж выпущенных изданий в 350 тыс. экземпляров о чем-то говорит.

Дело за руководителями профессиональных учебных заведений, директорами предприятий предпринять все возможное (и даже невозможное при новизне самой проблемы), чтобы их «продукцию», их специалистов знали не только в нашем крае, но и в других городах России.

Галина ДУБНИКОВА