Пермский театр Гиппократа

Что есть миф и что есть реальность? Пермский краевой центр повышения квалификации работников здравоохранения – это внушительная реальность из сферы дополнительного профессионального образования.

Мы разглядывали фотографии, на которых запечатлена встреча новогоднего праздника в Центре с использованием мотивов из греческих мифов. Выяснилось, что вчера Зевс… защитил в Москве кандидатскую диссертацию. И он неожиданно появился в дверях — Александр Егорович Жуков, приехавший из столицы. Что началось! Все бросились поздравлять его. Зевс, бывший главный врач городской «Скорой помощи», доложил: «Задание выполнено, вернулся остепененным!» Только тема его диссертации не праздничная, но неизбежная: оказание паллиативной помощи больным с онкологическими заболеваниями. Которую, кстати, у нас получает только каждый десятый — в России всего 22 хосписа, в Перми один — на 25 мест. И это есть реальность.

А вот ещё один театр – театр учебных действий, так он называется. Это уже не греческие мифы. Здесь можно увидеть кювет с новорожденным ребенком. Медицинские сестры отрабатывают навыки работы на муляжах и куклах, манекенах, иначе — симуляторах. Как надо  проводить те или иные манипуляции. Ведь медсестра — это не только продолжение рук врача, она сама должна уметь думать и принимать решения. Здесь можно увидеть человека в разрезе и заглянуть в него изнутри. Научиться пеленать ребенка и спасать его в критической ситуации.

Сегодня в Центре развиваются два научных направления – паллиативная медицина и здоровый образ жизни. Одна из тем – адаптивное обучение родителей детей-инвалидов. Недавно провели такую программу в городе Чайковском и в Пермском детском онкогематологическом центре. Родителей учили, как ухаживать за ребенком, как закалять его, и прочим премудростям, которые они должны знать. Последние два года Центр проводит обучение специалистов профилактике работы с детьми и семьями социальной группы риска. Тоже очень серьезное направление.

Да что театр!  В Центре разработана виртуальная реальность, в которой специалист в системе 3Д может участвовать в процессе лечения. Кабинет с мультимедийной системой обучения, отдел информатики и технических средств обучения, компьютерные классы, где проводится тестирование специалистов, после чего принимается практическая часть экзамена и собеседование, касающееся решения ситуационных задач.

Здесь вообще ищут новые пути. Один из них был найден два года назад. Известно, что в каждом микрорайоне города есть общественный центр, где сосредоточена досуговая жизнь людей, связанных общими интересами. В Центре родилась идея организовать с ними совместную работу. Связались с общественным центром «Чкаловский». И создали при нем  школу качества жизни и грамотного ухода за населением. Посещают школу до сорока человек, среди которых немало инвалидов. Одно из первых занятий было посвящено медицинскому минимуму садовода, где говорилось, как оказывается первая помощь при ранах и что должно быть в аптечке, кроме бинтов и йода. Темой другого занятия  стал сахарный диабет, который «не приговор», одновременно проводилось исследование уровня сахара у слушателей. Всё делается для того, чтобы  познакомить людей с тем, что сегодня имеется для решения той или иной проблемы здоровья. Анологичная работа ведется также в общественных центрах «Карпинский» и «Зеленое хозяйство».  При этом надо сказать, что в Пермском крае подобной деятельностью больше никто не занимается.

— Каждый год до 20–30 % знаний в медицине устаревают, — говорит Зоя Андреевна  Коренчук, директор Пермского краевого центра повышения квалификации работников здравоохранения, кандидат медицинских наук, член-корреспондент медико-технических наук РФ, профессор РАЕ, — постоянно меняется законодательная и нормативно-правовая база, появляется необходимость информировать медиков о происходящих изменениях. При этом система образования должна быть непрерывной, чтобы специалист мог поднимать свой гуманитарный уровень и одновременно совершенствоваться профессионально.

Ежегодно в Центре занимаются около 13 тысяч слушателей — это фельдшеры, медсестры, сестры-хозяйки, специалисты вспомогательных служб. При этом не только из нашего края, но и из соседних регионов. Очень важный и многочисленный слой специалистов, ведь известно, что около 70 процентов сотрудников учреждений составляет средний персонал.

— Фармацевты и провизоры повышают здесь квалификацию по дистанционной технологии и сдают экзамены в режиме он-лайн, — рассказывает заместитель директора по научной работе Михаил Александрович Гачегов. — Вот номер столичного журнала, в котором написано: «Любопытно, что разработчиком системы является не московский или питерский вуз или другая известная организация повышения квалификации, а Пермский краевой центр повышения работников здравоохранения, который пока не был отмечен на столь высоком уровне». Всего здесь обучают более семидесяти специальностям. Наша задача в том, чтобы медики держали руку на пульсе происходящего в сфере здравоохранения. Поэтому мы проводим краткосрочные циклы усовершенствования и для врачей, иногда на базе сетевого взаимодействия, когда приглашаем специалистов из других регионов — из Екатеринбурга, Москвы. Очень много времени уделяем здоровому образу жизни.

Сегодня Центр работает не только  с инвалидами и пожилыми людьми. Проводились занятия с подростками из известного в Перми «Уральского подворья» по теме репродуктивного здоровья, направленные против алкоголя и курения.

У Центра много партнеров – это коллеги из медицинской и фармацевтической академий, Московской академии им. Сеченова. Более пяти лет ведется сотрудничество с кафедрой ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни – залог успешного развития» Московского медико-стоматологического университета. Как результат – уже издана книга «Формирование здорового образа жизни в средней школе»,   вышло в свет учебное пособие для студентов вузов «Основы здорового образа жизни».

В Центре учат медицинским навыкам, которые необходимы всем. Вспомним клятву древнегреческого врача Гиппократа: «Считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах». И слова эти — не из пьесы. Они из самой жизни и смерти.

Юрий АСЛАНЬЯН