ОСОБОМУ РЕБЁНКУ ТОЖЕ НУЖНА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Научиться самостоятельно есть, одеваться и пользоваться горшком – огромные вехи на пути развития особого ребенка. И если ходить, говорить и читать ребенка учат педагоги, то  его обслуживанием занимается семья.

Общие правила здесь такие:

  1. Начинать нужно с того, чему ребенок сам хочет научиться. Чаще всего это самостоятельная еда, питье и одевание на прогулку. Меньше всего энтузиазма обычно вызывают мытье лица и чистка зубов.
  2. Прежде чем осваивать новый навык, нужно убедиться, что ребенок к нему готов. Готовность к туалетным навыкам – это умение уверенно сидеть (самостоятельно или в специальном стуле, главное, чтобы поза была доступна) и как минимум перерыв между мочеиспусканиями.

Ребенок готов к самостоятельной еде, если его интересует еда и он может двигать хотя бы одной рукой.

  1. С одеванием сложнее – здесь, как правило, требуется много разных двигательных навыков, но всегда можно выделить какие-то простые и многим доступные вещи, например, снимать шапку и уже расстегнутую куртку.
  2. Навык не осваивается на бегу. То есть, если вы планируете учиться новому, отведите этому полчаса, поймайте время, когда ребенок готов учиться: не устал, не голоден, не привык, что в это время он обычно гуляет или смотрит телевизор… Проследите, чтобы в поле зрения не было отвлекающих предметов: включенного телевизора, любимых игрушек, мобильного телефона. Очень важно, чтобы вы сами никуда не торопились!
  3. Постройте график, не учите сразу всему! Невозможно утром учиться проситься на горшок, днем сражаться с ложкой, а вечером осваивать застегивание пуговиц. Ни малыш, ни мама с таким не справятся, ведь каждый освоенный навык на первых порах необходимо применять всегда или почти всегда. Выбирайте, в зависимости от темпов ребенка, на неделю или месяц что-то одно и не отвлекайтесь. Тогда ребенок привыкнет постепенно, что ест (например) он теперь сам.
  4. Каждый большой навык придется разбить на много маленьких шагов. Начинайте с того, что заинтересует ребенка или легко получится – и поэтому его замотивирует. Например, если вы учитесь самостоятельно мыть руки, для начала освойте открывание крана или выдавливание жидкого мыла из банки.
  5. Обязательно хвалите и поощряйте за каждое усилие! Взрослым это непонятно, мы-то все навыки давно и прочно освоили, но даже обычным детям поначалу сложно. А человеку с интеллектуальными и двигательными нарушениями или тому, кто не видит, все дается во много раз труднее.

Очень рекомендую руководство по самообслуживанию «Путь к независимости» (Брюс Л. Бейкер) и др., где каждый навык расписан по шагам.

Мария Кузьменко