Они открывают себя

100-2Впервые умственно отсталые дети стали участниками практической конференции

Они могут приготовить в домашних условиях шоколад и шоколадные конфеты, вырастить цветок к Восьмому марта, умеют правильно ухаживать за одеждой, провести мастер-классы по оригами и квиллингу, смастерить кормушки для разных видов птиц. В этом мы убедились, побывав на практической конференции «Хочу все знать», которая прошла в коррекционной школе № 155 среди детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Шестнадцать ребят в возрасте от 9 до 18 лет из школ №№ 113 и 155 приняли в ней участие. Выступления участников превзошли все ожидания. Словно юные профессора они выходили к кафедре и рассказывали о том, что у них получилось. Каждое выступление было логически выстроено и сопровождалось презентацией. Ребята осознанно делали выводы и не боялись вопросов жюри. Они были успешны.

Есть ли алгоритм у данного успеха? Можно ли его вывести? В одной из американских клиник с группой умственно отсталых детей работали профессиональные психологи, логопеды, педагоги и воспитатели. Занятия проходили ежедневно, по специальным методикам, менялись только формы их проведения. После определенного времени сделали контрольный срез. Ожидаемых результатов в развитии детей не было. Тогда количество занятий с педагогами сократили до минимума, а воспитателями поставили умственно отсталых матерей. Своим «деткам» они пели песни на понятном им языке, гуляли и играли с ними, вместе выполняли задания педагогов. Если новоиспеченная мать уставала, ребенок вел себя тише, помогал ей, он становился более самостоятельным, уверенным в себе. Дети стали легче адаптироваться в социуме, быстрее усваивать практические навыки и новые знания.

Тонкие-тонкие, еле уловимые нити, которые связывают наши души, являются первой ступенькой для открытия себя миру. Закрытость и замкнутость ведут к отрицанию всего нового. Только тогда, когда нить душевного взаимопонимания будет соткана, на нее можно нанизывать драгоценные камушки в виде знаний, умений и навыков.

Многие ребята готовились к конференции задолго до ее проведения. Александр Маннанов, ученик 5-го класса, по теме «Выгонка гиацинтов» начал работу в октябре прошлого года. Вместе с педагогом Верой Павловной Коптеловой они отобрали крупные луковицы цветов, обработали их особым  питательным раствором, затем посадили в почву и оставили при низкой температуре. Пока луковицы зимовали, Александр помогал ухаживать за комнатными растениями, изучал их происхождение, видовой состав. Примерно за месяц до цветения луковицы перенесли в теплое помещение и стали обильно поливать. К 8 марта гиацинты распустились. Выращенные Александ­ром яркие соцветия удивили всех участников конференции. Трепетный союз педагога и ученика принес первые плоды.

Интересный опыт с цветком проделала Арина Мудрых, ученица второго класса, педагог Наталья Александровна Драчева. Тема выступления «Окрашивание цветка». Арина поставила срезанную веточку хризантемы с белыми цветками в стакан с водой, подкрашенной синими чернилами. Через неделю белые лепестки цветка стали синими – цвета яркого неба. Работа по перекрашиванию цветка заинтересовала Арину, ведь можно продолжить эксперимент с разными красителями. И пусть Арине еще трудно все понять и объяснить, но ее любознательность и умение наблюдать дадут положительные результаты.

Самая юная участница конференции первоклассница Катя Красносельских приготовила доклад «Домашние хомячки», но, к сожалению, заболела. Мама Екатерины, родственная душа, не подвела дочку и выступила на конференции вместо нее.  Она принесла для доклада трехэтажную клетку с хомячками. Рассказала ребятам, как они с дочерью ухаживают за ними, об  особенностях строения хомячков и повадках. Любой желающий мог погладить пушистого зверька, подержать в руках, покормить его. Работа вызвала огромный интерес. Екатерина благодаря маме получила сертификат и приз зрительских симпатий. Вскоре она пошла на поправку.

Еще Гиппократ заметил положительное влияние домашних животных на душевное состояние человека. Через взаимодействие с ними у детей формируется способность сопереживать, сочувствовать и понимать состояние окружающих   Даже простое созерцание живых существ полезно: оно умиротворяет, расслаб­ляет и дает массу позитивных эмоций.

Существует научное понятие анималотерапия – адаптация детей-инвалидов при помощи животных. Ученица 5-го класса Валентина Филимонова рассказала все о кошках.

Наблюдениями за рыбками поделилась в своем докладе первоклассница Дарья Мигаль.

Серьезную работу по теме «Собака – друг человека» проделал Иван Суменков, ученик 5-го класса. Он не только рассказал о своем питомце немецкой овчарке по кличке Рик, но и представил данные анкетирования ребят своей школы. Среди вопросов были такие: есть ли у тебя собака, откуда она появилась в твоем доме, как ты с ней занимаешься, твое отношение к бездомным собакам. По инициативе Ивана и под руководством педагога Светланы Викторовны Субботиной организована группа ребят, которые в свободное от учебы время посещают приют животных, подкармливают и выгуливают собак.

Чтобы ребята не устали, были проведены мастер-классы, где они могли поработать руками, задействовать мелкую моторику. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. И в этой теме педагоги коррекционных школ и ребята преуспели.

Ученик 4-го класса Роман Одинцов (наставник Ольга Владимировна Пьянкова) провел мастер-класс по оригами. Он научил ребят складывать из бумаги рыбку. Что и говорить, в оригами Роман мастер. Ему удаются объемные модели.

Елена Чудинова, ученица 4-го класса, провела мастер-класс по квиллингу. Квиллинг означает бумагокручение, изготовление плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Ребятам настолько понравилось работать руками, что во время перерыва многие подходили к корзинке с яркими, цветными полосками и крутили новые фигурки.

Конечно же, не обошлось и без сюрприза. Подсластили практическую конференцию выступления двух участников. Кузнецов Кирилл, ученик 6-го класса, педагог Наталья Анатольевна Папулова, представил свой доклад в стихах  «Все умею, все могу, дома маме помогу» и рассказал  о том, как он любит готовить салат, окрошку, поделился рецептом вкусной «шарлотки». Каково же было удивление жюри, когда Кирилл в качестве практической работы преподнес  свой фирменный пирог.

Ученик 8-го класса Егор Садовой выступил с видеопрезентацией «Изготовление шоколада в домашних условиях», где заснял процесс производства шоколада. После просмотра фильма любители сладенького смогли оценить оригинальный рецепт.

Впервые на  практической конференции были представлены стендовые доклады (доклады без выступления). Такая форма работы – отличная находка для детей-аутистов и их родителей. Дело в том, что аутисты часто замкнуты в себе, у некоторых речь замедленна и непонятна  окружающим. Им тяжело входить в социум, но это не значит, что они закрыты. Просто их сенсорный мир, мир чувств, необычайно тонок. Даже неяркий свет может до слез резать глаза. Они чувствуют острее и не всегда могут с этим справиться. Выступить перед аудиторией им крайне сложно. А вот представить свою практическую работу в виде рисунков, макетов, аппликации вполне реально.

Первыми помощниками и соавторами в таком творческом деле становятся родители. Стендовый доклад представляет из себя лист ватмана, на который крепятся модули формата А4,  где прописаны цели и задачи работы, выполнены рисунки, графики, сделан вывод. Фантазия таких работ безгранична, она является отражением не только знаний, но и тонкой души ребенка. Три стендовые работы отлично вписались в формат практической конференции. Емкие по содержанию и красочно оформленные, они привлекли внимание многих ребят и педагогов, стали предметом обсуждения интересных тем. Их авторы Илья Андреев, Ксения Оборина, Александр Чувашов б­ыли отмечены специальными сертификатами.

В завершение организатор практической конференции Людмила Федоровна Целоусова, завуч школы № 155, отметила, что проект удался и будет обязательно продолжен в следующем году. Перед жюри стояла сложная задача. Ведь все  участники – победители. Они смогли преодолеть боль, страх, неуверенность, смогли преодолеть сами себя. Это самое главное умение, которое они получили сегодня и которое будет с ними на протяжении всей жизни.

Надежда ИВАНОВА

100-3100-4