Новое в законодательстве Российской Федерации

Образование, трудоустройство, обеспечение техническими средствами реабилитации

Образование

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (далее Закон). Он заменил законы «Об образовании» от 1992 г. и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 1996 года.

Остановимся на положениях Закона, затрагивающих интересы инвалидов. Самое существенное изменение коснулось порядка приема инвалидов в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования за счет бюджетных средств. Дети-инвалиды и инвалиды I и II группы утратили право на поступление в вышеуказанные образовательные учреждения вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний и которым согласно МСЭ не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях. В настоящее время данная льгота отменена.

В то же время статья 71 Закона рассматривает особые права по приему на обу­чение по программам бакалавриата и специалитета. В частности, часть 4 ст. 71 Закона регламентирует право на прием в образовательное учреждение без вступительных испытаний в числе прочих категорий граждан также победителей и призеров Паралимпийских и Сурдалимпийских игр по специальностям и (или) направлениям подготовки в области физической культуры и спорта.

Согласно положениям части 5 статьи 71 Закона право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях. Квота приема для получения высшего образования по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов устанавливается ежегодно образовательной организацией в размере не менее чем десять процентов общего объема контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, выделенных такой образовательной организации на очередной год, по специальностям и (или) направлениям подготовки.

В Законе отдельно оговорен порядок приема на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (часть 7 статьи 71).

В частности, право на прием на подготовительные отделения в числе прочих граждан имеют:

— дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях;

— граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства указанных граждан.

Правом на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования гражданин вправе воспользоваться однократно.

В новом законодательстве об образовании не изменился порядок выплаты государственных социальных стипендий. Статья 36 Закона гарантирует назначение и выплату государственной социальной стипендии в числе прочих граждан и студентам, являющимся детьми-инвалидами, инвалидами I и II группы, инвалидами с детства.

Порядок назначения государственной академической стипендии и государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, устанавливается соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Размер государственной социальной стипендии не может быть менее полуторакратного минимального размера государственной стипендии для студентов, обучающихся по соответствующим образовательным программам.

В Законе выделена отдельная статья (ст. 79), устанавливающая порядок организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детьми-инвалидами. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В образовательном учреждении должны быть созданы специальные условия для получения образования.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов РФ для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта РФ в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (расходное обязательство Российской Федерации).

Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Законом предусмотрена ситуация, когда дети-инвалиды по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации. В таком случае обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

Трудоустройство

В Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» внесены изменения, направленные на реализацию положений Конвенции ООН о правах инвалидов.

К ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено определение основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности.

Определено также, что специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

Изменения и дополнения внесены Федеральным законом от 02.07.2013
№ 168-ФЗ в статьи 4 и 22 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Также Федеральным законом от 02.07.2013 № 183-ФЗ внесено дополнение в статью 21 ФЗ  «О социальной защите инвалидов в РФ» в части квотирования рабочих мест для инвалидов.

Законом установлено, что для работодателей, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников

Обеспечение техническими средствами реабилитации

Приказом  Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.05.2013
№ 214н «Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р» расширен перечень видов технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду

В утвержденную классификацию включены, в частности, опоры для ползания, сидения, лежания, стояния для детей и взрослых инвалидов. То есть данные технические средства реабилитации выдаются инвалидам (детям-инвалидам) при прописывании данных средств реабилитации в индивидуальной программе реабилитации.