Места достаточно для всех

2-1Проект «Уроки доброты» Пермская краевая организация Всероссийского общества инвалидов выиграла в городском конкурсе социальных проектов. Его реализация началась  в апреле этого года. В десяти образовательных учреждениях должны пройти двадцать уроков — в детских садах, школах, колледжах. Уже третий урок прошел в гимназии №8, что в Кировском районе Перми

У входа в здание гимназии — длинный пологий пандус, хотя здесь учится только один человек, который передвигается в кресле-коляске. Это Надежда Вненковская, девятый класс — учится в гимназии с первого.   Девочка – двукратная чемпионка России по армрестлингу среди юниоров, а в 2015 году стала чемпионкой мира! В ноябре этого года снова поедет на чемпионат мира. При этом чемпионка Пермского края среди здоровых спортсменов. Кроме того, увлекается рисованием. Мама девочки Наталья Петровна Глумова всегда рядом с ней, как и сейчас.

Именно Надежда стала центром урока доброты, который проводила сотрудник ПКО ВОИ Элла Юрьевна Фуражкова. В этот день на мероприятии присутствовали представители прессы — нашей газеты и Уралинформа ТВ с ведущей Натальей Теньковской, а также представитель администрации Перми Татьяна Сергеевна Буравцева.

Урок проходил во втором классе, который ведет учительница Светлана Васильевна Еникеева.

– В моем классе учатся здоровые ребятки. Именно на них и направлен этот проект, – говорит она, – ученики хорошие, сильные. Уверена, что новый ракурс воспитания пойдет им на пользу.

Урок начинается с вопросов, которые задает Элла Юрьевна. Что такое армспорт? Надежда рассказывает о себе. О своих занятиях спортом.

Элла Юрьевна продолжает. Чем мы отличаемся? Мы девочки и мальчики. Мы светлые и темные. Мы высокие и низкие. Мы моложе и старше. Мы ходим или передвигаемся в креслах-колясках. Мы разные и равные — это девиз проекта. Мы учимся дружить. Появляются другие вопросы — терпеливые, целенаправленные. Какие проблемы есть у ребят, которые передвигаются в колясках? Что такое пандус? Где в нашем городе есть пандусы? Кто пользуется ими, кроме людей с ограниченными возможностями? Люди с чемоданами, женщины с колясками — правильно. Элла Юрьевна — профессиональный педагог, ведет урок безукоризненно. Детки тянут руки вверх и отвечают на вопросы довольно точно. В ответах состязаются между собой три брата Нургалиевы — Артур, Марк и Аким. Все молодцы.

И сегодня они узнают, что в Перми есть знаменитый ансамбль спортивного танца «Гротеск», многократный чемпион мира. Что существуют средства реабилитации, которые они будут называть вместе с ведущей «Урока доброты», – это машина, коляска, костыли, ходунки.  Что такое азбука Брайля. Где в Перми есть подъемники. Как можно общаться жестами. Зачем на стеклянных дверях ставится желтый кружок.

Затем все смотрят мультфильм об игрушках, одна из которых без ноги, а другая без глаза. Фильм образный,  с ясными параллелями.

В завершение все ребята получили браслетики с девизом: «Мы разные — мы равные!».

 11-16-07

 «Мы только приступаем к тому, чтобы наша гимназия стала доступной для инвалидов, – сказала директор учреждения Зинаида Александровна Выголова, – сделали пандус и туалет, которые соответствуют требованиям доступной среды. У нас два ученика инвалида, одна из них — Надежда. Мы всячески поддерживаем её и ставим другим в пример на подведении итогов по результатам четверти. Все её поздравляют. Дети с ограниченными физическими возможностями и здоровые должны учиться вместе. А реализация этого проекта дает возможность воздействовать на детей в более широком ракурсе».

Урок прошел отлично. Учителя поблагодарили ребят за хорошую работу. Девочки и мальчики   второго класса гимназии пока не догадываются, в каком важном деле они приняли участие. Но когда-нибудь вспомнят и поймут, что это значило для них в жизни.

«Рисунки подписываем на обратной стороне», – говорит детям педагог-организатор Милана Владимировна Катаева.  – Свои работы, сделанные цветными карандашами и красками, ребята сдают на конкурс «Город, доступный для всех», который также проводит Пермская краевая организация инвалидов».

На рисунках дворы, парки, дорожки, скамейки. «Здесь места достаточно для всех людей», –  объясняет учительница рисунки своих ребят.

После урока журналисты обступают с вопросами  Надежду Вненковскую.

«Хочу стать тренером!» – отвечает она на вопрос.

Мы уходим, уверенные в будущем этой девочки и тех второклассников, для которых мир открылся сегодня  с другой стороны, став ярче, выше и добрее. Они не будут безразличными и равнодушными к тем, кто рядом. Так хочется верить в это.

Юрий АСЛАНЬЯН