Лучшая в России

Пермская школа № 114 заняла первое место на конкурсе Министерства образования и науки РФ, став победителем в номинации «Лучшая инклюзивная школа России»

Конкурс проходил в июне этого года. Сначала был краевой этап — школа признана достойной того, чтобы представлять регион в столице. Всего в конкурсе участвовал 61 регион. В финал вышли 12  российских школ, из которых лучшей стала пермская.

Пять лет назад школа была закрыта на капитальный ремонт, а через два года предстала обновленной, с особенным сиреневым цветом здания. Руководство решило сделать акцент на инклюзивном образовании, когда дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды учатся вместе с детьми, которые таких ограничений не имеют.

Здание школы оборудовано пандусом перед входом и необходимой шириной дверей, здесь отсутствуют пороги и имеются тактильные дорожки. Действуют три подъемника —  платформы поднимают детей с ОВЗ на верхние этажи здания, в спортивный и актовый залы. Сегодня школа полностью доступна для  детей с поражением опорно-двигательного аппарата и с нарушением слуха, частично — для слабовидящих.

Здесь обучаются 690 учеников, включая 78 детей с ОВЗ и инвалидностью.  Из них 16 имеют надомную форму обучения.  В основном это ученики, которые наблюдаются неврологом, психиатром, имеют особенности поведения, гиперактивность, повышенную утомляемость и т.д. Преподаватели занимаются с ними дома по индивидуальным программам, один на один. Из них есть те, которые приходят в школу, но преподаватели занимаются с ними индивидуально. При этом каждый ученик прикреплен к определенному классу и посещает общие мероприятия — экскурсии, походы в театр. Форма обучения зависит от медицинских показаний и выбора родителей.

В режиме инклюзивной школа работает уже три года. Преподаватели начали получать дополнительное образование, появились дефектологи, логопед и психолог.  Заместителем директора по инклюзивному обучению стала Татьяна Михайловна Михалева. Создан психолого-педагогический консилиум, куда входят преподаватели, специалисты, приглашаются родители. Они собираются и обсуждают вопросы, связанные с инклюзивным обучением, индивидуальными маршрутами обучения, выявляют детей, которые не имеют ограничений, могут овладеть школьной программой в должной степени, или, наоборот, ребенок имеет ограничения, занимается по адаптированной программе, но с учебой успешно справляется – в таком случае ему корректируют программу обучения.

Преподаватели отмечают, что среди учеников случаются конфликты, как среди всех детей. Но они не имеют тяжелого характера, тем более связанного с различиями детей по состоянию здоровья. И нет таких детей, у которых школа вызывала бы подавленность психики. Те ребята-колясочники, которые приходят сюда после надомного обучения, даже боятся болеть, чтобы только не пропустить занятия. И не любят дистанционные технологии обучения. Понятно, ведь школа — это не только учеба, но и возможность общаться со сверстниками, чего им так всегда не хватало. У большинства из них активная жизненная позиция.

– Понятия «инклюзивная школа» в Законе об образовании 2012 года нет. В стране каждая школа инклюзивная — в любой учатся или могут учиться дети с ОВЗ. Как нет там гимназий и лицеев, – говорит директор школы Валентина Васильевна Федотова. – В последние годы много говорили о том, что надо закрыть коррекционные школы. Однако Пермский край сохранил их — и правильно сделал. Возьмем крайний случай —  слепоглухонемому, например, требуются совершенно особые условия обучения. У нас учатся дети с сохранным интеллектом, что позволяет им окончить девять классов, в отдельных случаях — одиннадцать. Многие хорошо учатся, есть отличники, участвуют в школьных и городских конференциях, спортивных и интеллектуальных мероприятиях. Сегодня для нас остается проблемой дальнейшая судьба наших учеников с ограниченными физическими возможностями. Часть из них идет в средние специальные учебные заведения, есть такие, которые хотели бы учиться в университетах, а там далеко не везде есть доступная среда для колясочников и других ребят с поражением опорно-двигательного аппарата. Как и где они будут сдавать ЕГЭ? Какое будущее ждет, например, восьмиклассницу Алису Спешилову и девятиклассницу Варвару Бронскую, которые мечтают получить высшее образование?

Сегодня школа пользуется все большей известностью, многие хотели бы отдать сюда своих детей с ОВЗ и инвалидов. Но чтобы развивать инклюзивное образование в школе дальше, трехэтажному зданию необходим лифт. Проблема в настоящее время решается, возможно, в этом году начнется подготовка проектно-сметной документации. А еще требуется микроавтобус, поскольку не все дети могут добраться до школы без проблем, в микрорайоне не везде можно проехать на коляске, особенно зимой. Машины не у всех. Есть, например, мальчик-семиклассник, отличник, которого поднимает одна мама — папа ушел из жизни. Необходимо предусмотреть все барьеры, которые имеются у детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Еще один значительный успех школы — победа в российском конкурсе — надеемся, поможет решить эти проблемы.

Юрий АСЛАНЬЯН