Конкурсное эссе

Эту пару — женщину и девушку в коляске — знают уже все закамские водители общественного транспорта. Поэтому стараются подвести автобус к остановочной площадке так, чтоб у пассажирок не возникли проблемы при въезде в салон или выезде. Но иногда с учебы они возвращаются пешком, чтобы девушка могла подышать воздухом после долгих занятий.

Людмила Петровна Мухаметзанова каждое утро везет внучку на занятия в техникум. Светлана — студентка.

Дедушка, бабушка и внучка живут в однокомнатной квартире — комнату разделили перегородкой на две, чтобы создать девочке необ

ходимые условия жизни. В комнате Светланы на столе — компьютер, на стенах – репродукции картин великих живописцев, за стеной, в комнате бабушки — самые различные тренажеры: беговая дорожка, велосипед,   там же – шведская стенка. Каждый день она встает в шесть утра и начинает разминку — бегает и катается на велосипеде. Затем обливается холодной водой. Светлане сложно делать это, но она не дает себе слабину. Кажется, что она так сразу, как только появилась на свет, определила для себя, что жизнь — это борьба. Девочка получила родовую травму, у неё детский церебральный паралич.

Сегодня Светлане два­дцать лет. Её мама много работала и параллельно училась в университете. Воспитывали девушку бабушка и дедушка – Людмила Петровна и Альфред Харисович. Но Наталья, мама, всегда была рядом, хотя сегодня живет отдельно, в другой семье. Свету мама никогда не забывает, да и нынешний муж матери Александр всегда окажет помощь. Поднимают и берегут девочку всей семьей. Этим летом Александр возил всех на базу в Нытвенском районе. Они вообще стараются дома не сидеть. Людмила Петровна и Cветлана постоянно гуляют в центре города — по набережной, их видят на фестивалях, в картинной галерее и на выставках. Обязательно посещают театры — оперный и драматический. Недавно смотрели спектакли «Чужой ребенок» и «Алые паруса». Совершают поездки на теплоходе, бывали в Астрахани и Самаре, собираются в Петрозаводск.

Людмила Петровна окончила дошкольное отделение пермского педагогического училища № 1 и тридцать лет проработала воспитателем в детском саду, у неё имеются знания, как воспитывать ребенка, и большой опыт общения с детьми.

Бабушка не только лечила и поддерживала здоровье внучки – она начала готовить её к школе с занятий на курсах для детей-инвалидов. Нанимали преподавателя английского и оплачивали работу логопеда. Потом было домашнее обучение в средней школе. Светлана окончила 9 классов и поступила в Западно-Уральский технологический техникум.

Живут они на втором этаже пятиэтажного дома. Из квартиры она спускается сама, впереди – бабушка с коляской. Дальше передвигаются только вместе. Занятия начинаются в 8.40, заканчиваются в 15.30. В техникуме учатся не только здоровые, но и ребята с ограниченными физическими возможностями. Все это время девушка проводит среди сверстников, общения с которыми ей не хватало все детство. Она счастлива, ведь вокруг люди, которые держатся с ней на равных. А вот что она написала в эссе на конкурс, который в этом году проводило министерство образования и науки Пермского края: «Подростки сегодня очень жестоки, не представляете, какие унижения и насмешки приходилось испытывать в школе тем людям, которые отличались от здоровых сверст­ников».

Однажды в магазине к девушке подошел мужчина в возрасте и предложил ей пообщаться с пожилыми людьми, которые испытывают одиночество. Так началось её психологическое волонтерство, которое продолжалось несколько лет. Светлана общалась по телефону со слепыми, живущими в Перми, один мужчина-инвалид был из Добрянки, двое жили по соседству. Сегодня уже почти все ушли из жизни, но всем им она успела подарить свой голос, свою душу, свою радость бытия. Доходило до того, что один слепой, если она задерживалась со звонком, мог заплакать. Настолько значима стала Светлана для него. Светлана поняла: в мире всегда есть человек, которому ты нужен.

Сегодня она староста двух групп — архивариусов и мастеров цифровой обработки информации, в которых преподает Любовь Анатольевна Васюкова. Все ребята с ограниченными возможностями здоровья. Светлана станет мастером цифровой обработки информации, она учится работать с компьютером профессионально — изучает информатику, программное и аппаратное обеспечение, обработку цифровой и мультимедийной информации, деловую культуру и информационные технологии. Рядом с ней — новые и старые друзья. Дима Колычев всегда готов откатить коляску в любой корпус и любую аудиторию, благо, что в главном здании техникума между этажами действует электроподъемник, у входов – пандусы.  Общается с Ксюшей Шепель и Мариной Степанченко, с которой дружит уже девять лет.

Светлана ежегодно участвует в научно-практических конференциях, на последнюю из которых представила реферат, посвященный современным средствам компьютерного мира.  И на выставке прикладного искусства, проходящей сейчас в техникуме, имеются её работы — она с детства вышивает крестиком, хотя для неё это не очень просто. Но с некоторого времени мелкая моторика её правой руки значительно улучшилась.

Это случилось, когда из комнаты вышли все — бабушка, дедушка, мать. Светлана осталась с младшей сестренкой, семимесячной Дашей, лежавшей в коляске, которая неожиданно стала падать. Обычно неподвижная правая рука девушки отреагировала мгновенно — она схватила коляску и прижала к себе настолько, насколько это было возможно. На шум  прибежали родные. И сразу же правая рука стала двигаться. Это было чудом, может быть, благодарностью неба. Врачи объяснили испугом, взрывом страха за сестренку – стрессом, который оказал на девушку благотворное влияние.

«Я тебя в окно выброшу!» – говорит бабушка. Внучка смеется. Пишет она левой. В том числе и свои стихи.

На творческих конкурсах и концертах она выступает с чтением своих поэтических строк, посвященных бабушке, маме и родине. Любит творчество Марины Цветаевой и Анны Ахматовой. В прошлом году они с бабушкой побывали в музее Цветаевой в Елабуге, а потом плыли на теплоходе, где аниматоры устроили вечер, посвященный творчеству поэтессы.

Сегодня Светлана учится на последнем курсе техникума — третьем. Впереди производственная практика, экзамены и защита диплома.

Первую практику проходила в поликлинике, где оформляла кабинеты, стенды, составляла списки больных. И так понравилась сотрудникам учреждения, что они ждут её на практику снова, а потом — и на работу.

Но на этом честолюбивая девушка останавливаться не хочет – собирается освоить специальность «документоведение», чтобы впоследствии работать секретарем-референтом. Даже не может себе представить, что придется уходить от таких преподавателей, как Ольга Викторовна Челнокова и Людмила Александровна Одинцова.

— Когда у ребенка ограниченные физические возможности, все зависит от родственников, их любви, их отношения к нему, – говорит Ольга Викторовна Челнокова, руководитель Закамского филиала техникума. – Если оно такое, как у Мухаметзановой — трепетное, любящее, то все будет нормально, ребенок будет счастлив. Бабушка Людмила Петровна отходит от Светы только на время занятий, помогает ей во всем, создает для внучки полноценную жизнь.

Летом Светлана поддерживала своих ребят на тур­слете, встречалась с друзьями в Горьковском парке, общалась со сверстниками в социальных сетях и читала — кроме поэзии, ей нравятся детективы, книги о художниках и исторических деятелях. С нынешнего октября  Светлана стала участником проекта «Край равных возможностей», который направлен на социализацию и профессиональную ориентацию молодых людей с инвалидностью. Мероприятия в рамках проекта осуществляют Пермский центр развития добровольчества, молодежная организация «Вектор Дружбы» при поддержке аппарата Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, администрации губернатора Пермского края и администрации Перми.

Когда я смотрю на таких ребят, как Светлана Мухаметзанова, я вспоминаю здоровых взрослых людей, которые утверждают, что не могут заработать денег или не способны получить образование. Даже книгу прочитать они не могут! И я начинаю сомневаться в том, кто тут действительно физически или умственно ограничен. В январе этого года Светлана Мухаметзанова получила диплом за победу в краевом конкурсе «Я – патриот» за эссе «Если бы я была мэром Перми», о котором мы уже говорили. В нем она пишет, что инвалидам нужна работа — и власть должна содействовать появлению рабочих мест для них, что учебные заведения и общественные места должны быть оборудованы для передвижения людей с ограниченными возможностями, что дети-инвалиды должны иметь выбор, где и как учиться — в специальной школе или инклюзивной, или иметь домашнее обучение.

Будем надеяться, что Светлана Мухаметзанова когда-нибудь придет к власти. И реализует то, о чем написала в своем победоносном конкурсном эссе. Если этого никто не сделает раньше.

Юрий АСЛАНЬЯН