Кому повем печаль мою?

18 августа исполнилось 30 лет Пермской региональной общественной организации – центру социально-психологической адаптации  и терапии «Доверие»

Жизнь любого человека не обходится без  драматических событий – потеря близких, разводы, проблемы межличностных отношений, болезни, патологическая ревность, финансовый кризис… и как следствие – отчаяние, депрессия и суицидальные мысли. Как устоять в жизненных бурях? На кого опереться?

Надо выслушать

В течение 30 лет в Пермском крае работает телефон доверия – 066 –  волонтерская служба психологической помощи.  Служба появилась, когда в России еще не было аналогов. Консультанты телефона доверия – квалифицированные психологи – помогают уменьшить остроту проблемы, вернуть душевное равновесие и потерянный смысл жизни. «Выслушать, не осуждать.  Нести добро – принципы нашей работы», – поделилась консультант службы доверия Ольга.  Иногда разговор с психологом позволяет  взглянуть на ситуацию со стороны – непредвзято.  Страдание сменяется рассуждением, и человек, дошедший до последней степени отчаяния и готовый сделать роковой шаг в небытие,  останавливается у края пропасти.

Темы звонков самые разные: брат потерял в результате онкологии малолетнюю дочь,  подруга увела любимого, обокрали квартиру,  категорически не нравится невестка, как сообщить матери ее диагноз – рак 4-й степени,  12-летняя подружка предлагает красиво умереть,  сын-подросток избил мать,  умер кот… Для психологов телефона доверия темы обращений не делятся на значимые и второстепенные. Каждый собеседник получает свою толику доброжелательного внимания. Грубость недопустима даже в отношении маргиналов.

Понедельник – традиционно беспокойный день для консультантов телефона доверия. По статистике – самым молодым абонентом за годы работы службы оказался 4-летний ребенок. Самым пожилым – 94-летний дед. Наиболее высокая степень востребованности психолога приходится на период с октября по март, соответствующий коротким световым дням.  В плане психологического климата Пермского края неблагополучным считается Кудымкар из-за выраженности суицидальных наклонностей абонентов, что является следствием алкоголизации населения.

Постоянные абоненты

Наталья (22 года), Иван Тимофеевич (89 лет) – участник ВОВ, Маша (11 лет), Валентина (80 лет), Радик (45 лет), Тимур (18 лет)… Полный список постоянных абонентов телефона доверия занимает несколько страниц. Их количество в разные годы колеблется от 80 до 150 человек. Большой процент из них — люди с ограниченными возможностями – инвалиды детства, взрослые, потерявшие способность к самообслуживанию, престарелые и одинокие граждане. Те, для кого в силу болезни квартира превращается в одиночную камеру. Хотя у настоящих заключенных есть преимущество – положенные им прогулки. Несмотря на разный возраст,  основная проблема у постоянных абонентов одна – некому излить душу.  Чтобы просто с кем-то перемолвиться словом, ощутить себя живым и на время вырваться из тисков одиночества – набирают они знакомый номер.

 — На первое место здесь выходит дефицит общения, – пояснила директор Центра доверия Людмила Викторовна Кочкаева. – Чувства брошенности и безысходности порой порождают суицидальные мысли.  Уже потом идут проблемы здоровья, конфликты с близкими, обида на судьбу.  Для постоянных абонентов телефон доверия – это спасение,  окно в мир, способ выжить. Тут уже речь идет не столько о профессиональной помощи психолога, сколько о дружеском общении,  взаимном  теплом интересе,  душевной близости. Наши консультанты дружат с постоянными абонентами, искренне переживают, если кто-то из них долго не звонит или  ушел в мир иной. 

Постоянные абоненты телефона доверия представлены всеми видами социально незащищенных слоев населения. Это те, кто живет в постоянной нищете,  кто имеет статус безработного. Это должники по ипотечным и частным кредитам, жертвы религиозных тоталитарных сект,  коллекторов и «черных» риэлторов.

Надо сказать, что среди последних не только наркоманы и алкоголики, но и обманутые одинокие инвалиды, которые вместо обещанного пансионата или дома инвалидов с гарантированным уходом  оказываются в развалюхе на выселках.

Анализ характера обращений на телефон доверия дает наглядный срез общества, выявляя острые социальные проблемы, которые требуют вмешательства компетентных органов. Не случайно у службы доверия налажена связь с ФСБ, прокуратурой, центрами социальной адаптации.

Немало среди друзей телефона доверия людей, психиатрический диагноз которых словно невидимой стеной отгораживает их от общества. Нередко даже близкие держат дистанцию, не зная, как себя вести со странным родственником. Между тем психически нездоровый человек оказывается в полной изоляции при том,  что может остро нуждаться в человеческих контактах.  Например, только за июнь этого года число обращений таких больных и их родственников составило 12 % от общего числа звонков.

Мы все – в ответе

В первое десятилетие работы телефона доверия число звонков постоянных абонентов доходило до 25 в день. Всего за год их насчитывалось 18 тыс. Постепенно цифра снизилась до 5 тыс., что составляло в среднем 10 звонков в день. Но за последние два  года число постоянных абонентов резко упало до 4-5 обращений в день. С чем это связано – повод для исследования социологов.

В любом случае – в социально ориентированном государстве не должно быть позабытых-позаброшеных. Особенно это касается немобильных граждан. Кто-то чисто физически не в состоянии написать заявление на соцобслуживание. Вот только доверительный разговор с вечно спешащим соцработником придется оплатить согласно прейскуранту. Казалось бы,  кто поймет лучше, чем собрат по несчастью?  В уставе ВОИ даже прописана строка о взаимоподдержке. Докопаться до каждого замурованного в железобетоне высоток призваны первички. Однако никто не вправе заставить членов добровольного общества проявлять внимание. Хорошо, если гражданин из группы риска знает заветный код 066 – и его накопившееся отчаяние найдет русло для выхода. Но бывает иначе.

Мой подъезд в 36 квартир за 30-летний срок существования дома четыре раза сотрясали вести о суицидах. Симптомы внутреннего неблагополучия добровольно расставшихся с жизнью были заметны окружающим, но не были правильно прочитаны. Не исключено, что простой разговор «по душам» с соседом, заперевшим внутри свою беду, мог бы предотвратить трагедию.

Мария Паршакова

Телефон доверия

066, (8 342) 236-19-70,  (8 342) 236-12-58. 
Работает ежедневно с 8 до 23 часов
при центре социально-психологической адаптации и терапии «Доверие».

Возможны очные консультации.