Как найти свое место в жизни?

Дети с умственными, ментальными и психическими нарушениями — особая группа.
Им с рождения приходится бороться за своё место под солнцем. Для многих этот путь тернист и сложен, особенно для тех, кто уже перешагнул возрастную черту 18 лет.

Я беседую с Витей и его мамой. Виктор в следующем году окончит коррекционную школу со справкой. По словам мамы, его детство ничем не отличалось от сверстников. Сначала был детский сад, правда, посещал особую группу для детей с задержкой в развитии. Затем он пошел в коррекционную школу. За десять лет учебы Витя старательно сидел за партой, внимательно слушал учителя, в старших классах стал ходить в школу и домой самостоятельно. Юноша активно принимает участие в общественной жизни школы, хорошо читает стихи, любит мастерить поделки своими руками.

Что будет с ним дальше, когда окончит школу? Профессиональные училища не спешат распахнуть двери для таких детей. Даже получив ремесло, устроиться на работу ему будет невозможно, так как для них рабочие места не созданы. Мама переживает, что после окончания школы жизнь ее сына резко изменится, что он будет вычеркнут из мира, как и многие ребята его положения и возраста.

По мнению председателя ОИ Кировского района Ольги Тимофеевой, таких детей с каждым годом становится больше. Вырастая, они не учатся, не работают, не реабилитируются. Они сидят дома, круг их общения ограничен. Поначалу они еще пытаются найти свое место в этом мире. Нигде и ничего не найдя, разочаровываются и замыкаются в себе. А ведь и для них, как и для любого, самое важное – почувствовать себя нужными.

Сегодня Ольга Леонидовна Тимофеева, как и десять лет назад, когда возглавила районное ОИ, делает ставку на молодежь. Планирует мероприятия, пишет городские проекты для того, чтобы ребята с умственными и психическими нарушениями, молодые инвалиды I и II группы учились дружить, петь и танцевать, читать стихи, лепить, плести из бумаги, ставить спектакли, встречались с творческими людьми города, посещали театры, выставки, библиотеки, готовились к выступлениям на фестивалях и домашних концертах.

– Главное для «особых» ребят – это общение и социализация, интерес к жизни, чтобы они преодолели страх «ненужности», поверили в себя, поверили в добро, смогли адаптироваться в нашем непростом мире, – считает Ольга Леонидовна.

Сегодня молодежный сектор общества инвалидов Кировского района, который возглавляет Наталья Юрченко, самый активный и многочисленный. Работа построена на принципе: тебе интересно – действуй! Постепенно в обществе инвалидов меняется отношение к мероприятиям. Музыкальные и развлекательные занятия на уровне утренников в детском саду ничего не дают молодому инвалиду, не готовят его к самостоятельной жизни, не «окультуривают», не воспитывают.  Рождаются новые формы работы. Например, перед занятием в тренажерном зале нужно пройти инструктаж, прослушать рассказ о работе мышц, вместе с тренером обсудить нагрузку на них. Танцевальная группа на занятиях разучивает не только движения, но и знакомится с историей появления польки или вальса. Новый проект «Доступная книга» приглашает на книжный «развал». Суть проекта в обмене книгами. У каждого в доме есть книги, которые уже прочитали. Люди с удовольствием приносят свои книги, а взамен берут новые. Так в обществе инвалидов появилась своя небольшая библиотека – от классики до современных авторов, много детской и подростковой литературы. Важным событием для молодежи является поездка в театр. Выход в большое общество, знакомство с театральной постановкой настраивают на иной уровень общения, на новое восприятие себя в этом мире.

С сентября этого года в обществе инвалидов Кировского района ведет консультации начинающий психолог. Александр Усанов без пяти минут выпускник ПГНИУ. Он пишет диплом на кафедре общей клинической психологии. С первых встреч с молодыми инвалидами психолог определил те направления, которые волнуют молодых людей. Это принятие их обществом, трудоустройство, становление межличностных отношений, повышенная тревожность. Александр ведет работу в небольших группах, а также проводит индивидуальные консультации с родителями детей и подростков. Самый главный посыл, который начинающий психолог пытается донести до своих подопечных, это то, что независимо от тяжести заболевания человек всегда остается человеком, личностью. Нужно работать над собой, развиваться физически, интеллектуально, каждый день осваивать что-то новое, стремиться к личностному росту. Отношение к тебе в обществе – это лишь проекция твоего поведения.  Если ты закрыт, сквернословишь и обвиняешь всех, то ужиться в обществе будет сложно.

Мама Виктора, зная работу общества инвалидов, немного успокаивается: здесь ее сыну будет комфортно какое-то время, здесь его выслушают, дадут совет. Но для нее этого недостаточно. Ей нужно, чтобы на государственном уровне появились новые программы для «особенных» детей, которые выходят за порог школы в большой мир.

В разговоре она часто вспоминает класс сына: любые просьбы и поручения ребята выполняют безукоризненно, например, уборку или украшение класса к празднику. Эти дети очень трудоспособны. Те 9 человек с нарушениями умственного развития, которые обучаются в классе Вити, могли бы стать готовой трудовой бригадой, только им нужен специально обученный наставник. Они могли бы принести пользу и заработать для себя.

… Жизнь меняется. К нам прислушиваются. Возможно, и маму Виктора, и родителей других детей, которые в чем-то не такие, как все, услышат. Ведь они всем нам нужны – они люди!

Надежда ИВАНОВА