КАК ЭТО ВСЁ-ТАКИ ЗДОРОВО – ВИДЕТЬ

Лысьвенцы, признавайтесь: как вы ходите по городу и гуляете с детьми? Быстрым шагом и погруженные в мысли? А, может, «залипнув» в телефоне? Кажется, мы перестали наслаждаться моментом, а суета будней уже не позволяет посидеть в парке, послушать пение птиц, ощутить дуновение ветра…

Любимые места – парк и сквер

А ведь среди нас есть те, кто никогда не видел красоту природы – деревья, растущие в скверах, клумбы с разноцветными петуньями, уток, плавающих в пруду. Каково это – не видеть ничего вокруг? Интересно, а каким слепые с рождения люди представляют наш город? Может, они считают его мегаполисом с необычными формами построек? Или Лысьва в их понимании – маленькая деревня со старыми домами? Чтобы это узнать, мы решились на совместный с Лысьвенским отделением Всероссийского общества слепых эксперимент.

Его суть – слепые опишут центр города или любимый район так, как чувствуют и представляют. А художники – воплотить их видение в жизнь. Получится ли это у воспитанников детской школы искусств и художественного отделения музыкальной школы?

Сбор – в обществе слепых. Школьницы явно волнуются. Разделяемся на команды: восьмиклассница лицея «ВЕКТОРиЯ» Екатерина ТИУНОВА работает в тандеме с Александром БЕРДНИКОВЫМ, который потерял зрение 20 лет назад – после аварии, а 11-классница школы № 3 Дарья ВЕРЕЩАГИНА и семиклассница школы № 2 Анастасия АЗМУХАНОВА – со слепой с рождения Светланой ВИНОКУРОВОЙ.

Выбираем места, которые будут описывать члены общества слепых. Александр нередко прогуливается по саду им. 30-летия ВЛКСМ, а Светлана любит проводить время с семьей в детском парке. Пары расходятся по разным кабинетам, чтобы не мешать друг другу разговорами, и приступают к работе.

Провалы притягивают

Мужчина, описывая любимое место, попутно рассказывает о том, тяжело ли быть незрячим.

– Одна из главных бед – ямы и колодцы, – возмущается собеседник. – Однажды даже провалился в один из них – помню, это было на ул. Металлистов, 21. Успел растянуть руки в стороны, так и зацепился. Подбежали люди, помогли выбраться…

Катя продолжает расспрашивать Александра о городских приключениях. Он шутит: мол, все провалы его притягивают, потому он – нередкий гость у травматолога.

У второй пары беседа тоже оживленная. Девчонки лихо расспрашивают Светлану о том, что есть в детском парке. Ее представления сходятся с реальностью – много деревьев, скамеек, есть клумбы и пруд. А на водной глади – лебеди. Видимо, запомнились женщине немногочисленные истории о прилете этих благородных птиц к нам в город…

Какие они – лысьвенцы?

Светлана говорит: по дорожкам нарисованного парка обязательно должны гулять люди. Как она представляет лысьвенцев?

– Они нарядные, – описывает собеседница. – Женщины обязательно с длинными косами, в розовых платьях с рюшками и брошами из бисера.

Девочек Светлана представляет с бантами в форме розы, в белых или черных туфлях. Анастасия и Дарья стараются воплотить видение женщины на бумаге, попутно рассказывая о современной fashion-индустрии – модных прическах, необычных фасонах платьев и блузок, одежде-унисекс.

Екатерине работать с Сергеем сложнее. Девушка говорит: трудно абстрагироваться от восприятия зрячего человека. И ведь не поспоришь… Александр Бердников описывает любимое место почти как в реальности – скамейки, высокие клумбы, выложенная квадратами тротуарная плитка. Правда, зелени, по его ощущениям, там мало – больше серости и разноцветности.

– До аварии я видел, затем зрение постепенно стало пропадать, – вспоминает представитель общества слепых. – Цвета знаю из воспоминаний, но современные – уже не понимаю. Какие интересные сейчас есть?

Рассказываем ему про индиго, фисташковый и фуксию, описываем, смешением каких красок их можно получить.

А солнце – с длинными лучами

Переходим к рисованию. Девчонки берут в руки акварель, палитру и готовы уже сделать первые мазки.

– Я же никогда не видела, не представляю значение слов «красный», «желтый» и другие. – Светлана ступорит своим признанием школьниц и тут же добавляет: «А когда не знаю, какого цвета тот или иной предмет, говорю просто – разноцветные».

Девчонки начинают расспрашивать: как она представляет краски, знает ли она, как выглядят деревья или солнце…

Светлана Винокурова утвердительно кивает: мол, из рассказов бабушки и детей помнит, что солнце – оранжевое, небо – голубое, облака – белые…

Значит, скамейки будут разноцветными. «Допрашиваем» и по другим важным элементам картины. Светлана встает со стула и разводит руки в разные стороны – так она представляет березы: раскидистые ветки, пушистые от листиков. Солнце она видит его как круг с длинными-длинными лучами. Юные художницы слушают внимательно, стараясь не упустить ни одной детали.

На картине, которую создавалась вместе с  Александром, тротуарная плитка  тоже разноцветная. Не забыли юные художницы и о том, что, по ощущениям Александра, в парке мало зелени.

– А вы меня нарисовали? – улыбается он.

После утвердительного ответа продолжает расспросы: «Как я выгляжу?», «Красиво ли нарисован?», «Где сижу?»…

Видеть здорово!

Заканчиваем и собираемся в одном кабинете. Председатель общества слепых Татьяна КУТЯВИНА удивляется: какое интересное мировосприятие у ее подопечных! А еще отмечает схожесть Александра с его прототипом на картине. Мужчина признается: как здорово за 20 лет изменился мир – новая мода, цвета, сооружения и скверы. А Светлана лишь сожалеет, что не может всю красоту увидеть воочию. Сейчас, как она признается, ее «глаза» – это сыновья: они описывают каждую деталь во время прогулок. Кстати, несмотря на юный возраст, они знают практически все улицы и места в городе. С такими «навигаторами» не заблудиться!

Сложно ли было школьницам? Девчонки смеются: «50 на 50». Они наперебой делятся ощущениями от работы: для них это новый, необычный опыт. Оказывается, зрячему человеку крайне сложно представить мир незрячего: отсутствие ярких красок и даже самого элементарного – понятий «свет» и «темнота». Школьницы сходятся во мнении: как это все-таки здорово – видеть.

Ирина Попкова